Пошук


Меню сайту

Форма входу
  


Радимо переглянути















   
Інші події

Конкурси для учнів

Конкурси для вчителів














Онлайн всього: 7
Гостей: 6
Користувачів: 1
anna47aa47


Про що цей розділ [0]Педагогічна кухня [25]
З усього світу по нитці [11]Матеріали журналу "Народное образование" [6]
Педагогічна інформатика [6]Актуально [37]
Наука управління [14]Поради батькам першокласників [26]
Відео [27]

« 1 2 ... 5 6 7 8 »
Сергей Ветров,
редактор газеты "Утренняя газета для директора",
директор Открытой Педагогической Школы
в содружестве с А.П. Чеховым

         Иван Александрович Жуков, молодой учитель литературы, отданный после окончания педагогического института учительствовать в сельскую школу, после завершения новогоднего дружеского застолья долго не мог уснуть. Наконец, решившись, он встал, достал из шкафа мышку, разложил перед собой измятый коврик, включил старенький компьютер и стал ждать появления иконок. Прежде чем напечатать первое слово он несколько раз пугливо оглянулся на двери, покосился на тёмный портрет Антона Семёновича Макаренко, висевший на стене, тяжело вздохнул и начал писать.
«Милый дедушка, Дмитрий Владимирович! И пишу тебе письмо. Поздравляю тебя с Новым годом и желаю тебе всего. Не с кем мне поделиться своим горем, только ты меня и понимаешь…»
Иван Александрович перевёл глаза на тёмное окно, в котором мелькало отражение монитора, и живо вообразил себе столичное веселье в эту новогоднюю ночь, ёлку на Майдане, веселящихся людей, огни и петарды…
Он снова вздохнул, кликнул мышкой и продолжал писать: «А вчерась у меня была выволочка. Выволокла меня директриса за волосья в свой кабинет и отчесала меня «Национальной доктриной» за то, что я опять давал урок не по программе. А на неделе велела директриса проводить урок про Шевченко на украинском языке, а я с перепугу начал проводить про Пушкина и на русском, а она взяла эту самую доктрину и стала меня её в харю тыкать.
И от учителей наших житья нету. Завучиха каждый день приносит по десять приказов из районо про конкурсы и сочинения, которые мои ученики должны были вчера написать. Вот давеча был конкурс на лучшее стихотворение про бога ацтеков Вицлипуцли. Видимо, Украина какой-то договор про дружбу с Мексикой подписала. А ещё мне нужно отчёты писать про то, как я за два дня научил детей купаться в проруби (по программе здоровья, хотя у нас ни речки, ни озера, ни проруби отродясь не было), пользоваться Интернетом (при отсутствии в школе оного) и правильно ездить на метро (видимо, к нашему селу скоро подземку протянут)… А учитель физкультуры про метро верит, говорит, что теперь к ближайшему стадиону, что за 15 километров, быстрее добираться будем, но почему-то при этом вспоминает, дедушка, Вашу маму… Про учителя истории я вообще молчу. Он, бедняга, от постоянных изменений в программе совсем свихнулся. Как-то в тёмном школьном коридоре принял меня то ли за Бандеру, то ли за Ковпака и с криком «Геть! Ганьба!» набросился и стал пинать ногами…».
Иван Александрович покривил рот, потёр кулаком глаза и всхлипнул.
«Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда к тебе, в столицу, нету никакой моей возможности. Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру…».
Тихо светили звёзды над украинским селом, дым из труб поднимался стройными колонами аж до неба, и если бы какой-нибудь загулявший парубок шёл по синим сугробам, скрипели бы сугробы как рассыпанный по полу крахмал. Но никто не шёл по селу в этот поздний час, и молчал новогодний снег, прислушиваясь к скрипу пера (тьфу, чёрт!) – к постукиванию по клаве…
«А ещё, милый дедушка, я должен в соседнее село за пять вёрст ездить в тамошней малокомплектной школе с мальцами заниматься. А езжу я на колхозной кобыле, которую мы прозвали «Школьный автобус»… И зарплата у меня маленькая. Вот и Петька, тракторист наш, вчерашний выпускник, издевается, когда у него взаймы прошу, чтобы до аванса дотянуть…».
Иван Александрович поднял воспалённые глаза и молча погрозил кулаком портрету Антона Семёновича Макаренко. «Милый дедушка Дмитрий Владимирович, – продолжал он, – возьми меня в своё Министерство, я тебе буду твои указы редактировать, запятые расставлять и научу правильно писать выражение «до речі». А ежели что не так, секи меня как сидорову козу, но только забери отсюда. С чем и остаюсь, учитель литературы Жуков Иван, милый дедушка, приезжай».
Он зазиповал письмо и, немного подумав, набрал адрес: «Город Киев, Министерство образования». Потом почесался и добавил: «Дедушке Дмитрию Владимировичу». Довольный тем, что ему никто не помешал, он щёлкнул мышкой и, глядя, как уходит электронная почта, почему-то вспомнил Ваньку Жукова, которому нужно было надеть ша ... Читати далі »

Категория: Актуально | Просмотров: 944 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 30.04.2011 | Комментарии (3)

ГАЛЕЕВА Наталья Львовна,
кандидат биологических наук,
Почетный работник общего образования РФ,
доцент кафедры управления развитием школы МПГУ

Учитель. Качество. Ресурсы. Каждое из трех понятий, вынесенных в заглавие сегодняшней лекции, само по себе достойно подробного анализа в рамках общей тематики нашего курса. По данным моих исследований, в течение последних трех лет из 170-ти школ Москвы и Подмосковья, с завучами которых мне довелось работать, в 152-х школах состоялось более 180-ти педсоветов, конференций или научно-методических семинаров, в названиях которых присутствовали словосочетания «профессиональная компетентность учителя», «качество образования» и «ресурсное обеспечение образовательного процесса».

Казалось бы, такой энтузиазм в использовании профессиональной педагогической аудиторией терминов говорит о скором воплощении самых прекрасных замыслов, содержащихся в них. Однако опыт показывает, что от превосходных идей и слов до конкретных дел порой очень далеко.

На пути зарождения, развития и воплощения всего нового встают «профессиональные мифологемы» – формулы, привычные для уха и глаза профессионала, впечатанные в его профессиональное мировоззрение как лозунги, призывающие к действиям. Эти мифологемы с успехом выполняют свою целеобразующую и мотивирующую роль в деятельности учителей. Самое сложное для практика заключается в том, что привычные формулы не отметаются новыми идеями и концепциями, а, опираясь на них как на освоенный этап, продолжают развиваться.

Собственные знания дополнить новыми несложно. Способы деятельности изменить труднее. Но неизмеримо сложнее перестроить мировоззрение, которое выражается в этих самых пресловутых мифологемах.

Мифологема 1

Чем больше ученик знает, чем лучше он учится в школе, тем успешнее и правильнее он будет поступать в жизни

Когда мы со слушателями на лекциях обсуждаем это утверждение, каждый из них интуитивно ощущает, что в такой формулировке «что-то не так». При этом левополушарный формальный анализ «не видит» здесь ошибок. Действительно, обучение идет впереди развития, знания лежат в основе мировоззрения, знание – основа осознанного опыта. Почему же мы ощущаем подвох в этой формуле?

Из многих причин назову несколько.

Во-первых, все знакомы со статистикой социального катамнеза по выпускникам школ, которая показывает, что сегодня нет прямой корреляции между успешной социализацией взрослого человека и его школьной успеваемостью. Эта корреляция еще прослеживается на этапе поступления в вуз. Но среди успешных и уважаемых людей старше 35-ти лет доля бывших школьных «отличников» практически равна доле бывших «троечников».

Во-вторых, нас обескураживают результаты международных конкурсов, где наши 15-летние учащиеся демонстрируют лучшие результаты, если надо вспомнить знания – формулы, даты, алгоритмы, но сильно отстают от детей большинства стран в умении эти знания применять (PISA, 2003). Наши пятиклассники, опережающие своих зарубежных сверстников по быстроте чтения, оказываются в последних рядах по развитию навыка смыслового чтения (PISA, 2006).

... Читати далі »


Категория: Наука управління | Просмотров: 5345 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 10.04.2011 | Комментарии (1)

Н.Л. Галеева,
канд. биол. наук, доц.,
почетный работник общего образования РФ,
зам. зав. кафедрой управления образовательными
системами ФПК ППРО МПГУ, г. Москва
 
После определения целей для ученика, проектирования окончательной зачетной работы и собственных целей учителю необходимо оценить ресурсы, имеющиеся у него и ученика для реализации поставленных целей.
На этом этапе работы необходимо:
·оценить достаточность дидактических средств, необходимых для достижения поставленных целей (тексты работ для промежуточной диагностики, материалы для практических работ, наличие слайдов или видеофрагментов, возможность проведения экскурсий по теме и т. д.);
·отобрать или создать недостающие материалы – спроектировать промежуточную диагностику, дифференцированные задания для самостоятельных работ и т. д.
Проектирование временной структуры учебной темы (модуля):

Категория: Педагогічна кухня | Просмотров: 903 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 14.03.2011 | Комментарии (1)

Н.Л. Галеева,
канд. биол. наук, доц.,
почетный работник общего образования РФ,
зам. зав. кафедрой управления образовательными
системами ФПК ППРО МПГУ, г. Москва
Как учителю грамотно сформулировать цели учебного занятия? Как на их основе планировать учебную деятельность так, чтобы стимулировать рост познавательного интереса обучающегося? Автор статьи предлагает модульную технологию планирования учебной темы, разработанную им на теоретической основе классической российской дидактики с применением основ современного педагогического менеджмента, которая апробирована и с успехом применяется многими учителями Москвы.
Открытость учебного занятия как системы требует от учителя-практика не только глубоких знаний основ дидактики, но и целостной системы умений. Среди них важнейшими являются умения проанализировать потоки учебной информации, далее – оценить дидактический потенциал в реальных условиях, спрогнозировать результат использования, организовать материальное воплощение информации, а затем снова проанализировать, но уже результат воплощения учениками новой информации в практику.
В процессе повышения предметно-методологической компетентности учителя освоение новых и модернизация уже наработанных годами идей важное, а иногда и решающее значение имеет уровень владения учителем навыками оптимизации рутинной ежедневной работы. И здесь мы сталкиваемся с умением учителя управлять: временем – своим и ученика, пространством учебного процесса, которое практически всегда представлено пространством учебного кабинета. По данным наших наблюдений, из всех профессиональных компетенций современного учителя именно высокий уровень управленческих умений – анализировать, планировать, организовывать реализацию и оценивать результаты блока учебных занятий или одного урока как целостной системы – оснащает учителя "средствами навигации" в океане профессионально значимой информации.
Модульная технология планирования учебного процесса (адаптированный вариант технологий Эрдниева П.М. и Монахова В.М. для этапа подготовки учителя к учебному занятию) – одна из возможностей помочь учителю оптимизировать свою работу. Эта технология обучает учителя умению грамотно ставить цели учебного занятия или блока занятий (учебного модуля) и организовывать процесс, основанный на этих целях.
Именно цели являются системообразующим компонентом в любом социальном проекте, к которым относится и учебное занятие. Правильно поставленные цели свяжут невидимыми, но вполне ощутимыми и для учителя и для ученика, нитями содержание, средства, методы в единый процесс, обес­печат учителю критерии для оптимального выбора способов и форм их достижения и диагностики. А для ученика грамотно поставленные цели станут основой для самоформирования учебно-познавательной мотивации не только на результат, но и на деятельность.
Как учителю грамотно поставить цели, используя управленческие навыки анализа и планирования? Как спроектировать цели операционально и диагностично? Как планировать учебную деятельность ученика на основе поставленных целей так, чтобы каждый этап деятельности ученика, с одной стороны, поддерживал уже возникший интерес и с другой – служил ему стимулом к росту познавательного интереса?
Процесс проектирования целей отражает концептуальную позицию учителя, а порой и всей конкретной школы по отношению к ученику. Если учитель, основываясь на обязательном минимуме, прописывает цели учебной темы или урока сначала (или даже только!) для себя, то он ставит ученика в положение бредущего в темноте за кем-то, кто знает куда идет, но ему не сообщает.
В подавля ... Читати далі »

Категория: Педагогічна кухня | Просмотров: 1735 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 12.03.2011 | Комментарии (0)

Татьяна Савченко

Все ученые родом из детства…

Думаю, многие согласятся, что путь к признанию в научном мире достаточно долгий, и начинается он в детские годы. Помимо, безусловно, самих родителей, помочь ребенку развить и реализовать способности призваны много людей: воспитатели в детском садике, школьные педагоги, руководители кружков и секций, репетиторы и мн. др.

Наблюдая за реалиями обучения и воспитания детей, иногда становится грустно от сложившейся ситуации, несмотря на многочисленные новейшие научные подходы в педагогике, на «антропологически совершенные образовательные технологии», с которыми нас знакомят в ВУЗах и т.п. Школьные будни наших детей насыщены далеко не всегда положительными событиями. Порой просто поражаешься средневековым «замашкам» некоторых педагогов, благодаря которым любое творческое начало может быть пресечено на корню.

Быть добрыми и отзывчивыми, инициативными и самостоятельными учат в школе. На словах. По утверждённой программе. А на деле, те же самые преподаватели, которые об этом говорят, своими поступками говорят ещё громче. Но, к сожалению, часто о другом и прямо противоположном.

Простой пример. Мой сын учится в киевской гимназии – обычной государственной школе с языковым уклоном, но с претензией на право считаться элитной. Один из лучших по успеваемости учеников в классе. Он любит читать, писать небольшие рассказы, решать математические головоломки, увлекается шахматами, дополнительно занимается английским языком, пробует себя в музыке, много знает об античной истории. История войн – его отдельное увлечение. Практически о любом известном, и даже не очень известном, сражении, он может долго рассказывать вплоть до состава армий и особенностях их экипировки, построений и т.п., ссылаясь на различные источники. Отличная память позволяет ему дословно запоминать прочитанное и воспроизводить информацию достаточно четко, иногда даже через год. Это не самореклама родителей, влюбленных в свое «чадо», а описание исходной ситуации, позволяющей понять то, как любые способности в школе можно или развить, или уничтожить…

Я не требую от ребенка беспрекословного и идеального выполнения школьных заданий. Потому как считаю, что это не разумно. На мой взгляд, только то, что познается с интересом, может принести положительные плоды. А «обязаловка» вызывает охлаждение к учёбе. Он ведь не собирается становиться ювелиром, где нужна точность и глазомер. Он не планирует работать на атомной электростанции, или быть хирургом, где требуется очень высокий уровень ответственности, внимательности и аккуратности. Ему присущи аналитические способности, желание познавать мир так, как ему хочется, а не в узких рамках школьной программы. Наверняка, что-то подобное могут сказать о своих детях многие родители.

Но, к сожалению, это совсем не стыкуется со школьной программой и ожиданиями некоторых учителей. Дети, выходящие за «рамки» учительского спокойствия, становятся неудобным для них.

Об этом говорят итоговые оценки и некоторые сопутствующие им ситуации. Учительница по истории поставила недавно за «тематиче ... Читати далі »


Категория: Актуально | Просмотров: 941 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 24.02.2011 | Комментарии (1)

Евгений Ямбург ,
директор центра образования №109 г.Москвы,
заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук,
член-корреспондент РАО

Для сохранения нашего представления о культуре каждому нормальному человеку надо в первую очередь не забывать, что это самое главное. Несмотря ни на какие искушения.

Знаете анекдот про детей цыган: чем старых отмыть, легче новых родить. В России давно потеряно доверие к слову. Врали, врем, продолжаем врать. А ничего не надо говорить. В педагогике я верю в эффект соленого огурца. Чем гуще рассол, тем лучше. Чем больше дети видят нормальных, вменяемых людей, у которых в глазах не блеск баксов, а азарт от невыгодной, но любимой работы, тем больше шанс, что из них выйдет толк.

Огромная трагедия сегодняшнего дня — мы не готовим людей XXI века. ХXI век будет еще более жестокий, чем XX. С новыми вызовами и угрозами справится только свободный человек. Раб не справится. Мы не выживем, если не будем заниматься координированным ростом свободы и ответственности личности. Это два ведра на коромысле, в которых мы вольны расплескать или сохранить библейское: боящийся не совершенен в любви. Перед лицом грядущих испытаний потребуются люди свободные, но при этом способные к самоограничению и аскезе. Это важнейшие, базовые понятия свободы, как ни странно. Жизнь будет все тяжелее и тяжелее. Тяжелая жизнь надолго. Терроризм надолго. Демографический сдвиг надолго. Конфликт ислама и христианства надолго. Нужен человек, способный на эти вызовы ответить. Человек, боящийся ответственности, с ними не справится.

Моя задача — воспитывать свободных людей, понимающих, что море сложных современных проблем не имеет простых решений. Цель педагогики — расширение пространства внутренней свободы.

Мне было страшно интересно, как эта внутренняя свобода проявила себя в реакции на провокацию современным искусством. У нас в школе идет выставка «Спальный район. Остановка «Школа». Среди прочего художники подвергли десакрализации святых кабинета литературы. Ивану Крылову пририсовали пятачок, Пушкину — рога. Произошел взрыв… Дети написали на доске: «Это стыдно. Это не искусство, это г…о». Учителя прибежали в шоке: «Ямбург, что делать?»

А будем разговаривать.

Я понимаю вас, охраняющих сакральное пространство культуры. Но ловите момент — в кой-то век не вы, а школьники в роли защитников культуры. Вытаскивайте из этой подарочной ситуации всю пользу: предложите им написать эссе: «Почему вы считаете, что это не искусство?» 

А потом пошел ругаться к художникам: «Ребята, ваше искусство провокативно, но вы находитесь на суверенной территории школы. Ко мне подходят родители: «Почему пяти- ... Читати далі »


Категория: Наука управління | Просмотров: 1051 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 15.02.2011 | Комментарии (1)

Константин Фрумкин,
кандидат культурологии, журналист


Возможность исчезновения книги под влиянием компьютерных технологий беспокоит культурологов с конца прошлого века. Этому, например, посвящена недавно вышедшая на русском языке и сразу ставшая популярной книга интервью Умберто Эко и Жана-Клода Карьера под характерным заголовком «Не надейтесь избавиться от книг!». На первый взгляд проблема здесь чисто техническая, связанная с гигиеничностью экранов, дешевизной переносных электронных устройств и возможностью решения проблемы авторского права внутри компьютерных сетей. Но в таком ракурсе речь идет не о книге как таковой, а только о бумажной книге.
Вопрос о материальных носителях текстовой информации мог бы и не быть столь важным, если бы от них не зависело отношение человека к тексту. Вообще говоря, смешно предполагать, что угрозу книжной культуре представляет прогресс в сфере распространения информации, делающий тексты более доступными. Если где-то и таится опасность, то это в мышлении и потребностях потенциального читателя. Поэтому главный вопрос, который ставит развитие культуры отчасти независимо от достижений компьютерной техники и телекоммуникаций, – будет ли нужна книга человеку будущего.
 
Паника на уроке литературы
Из массовых жалоб педагогов, пришедших в ужас от глобальных перемен, происходящих сегодня с учениками средней школы и вообще учащимися, можно узнать, что дети сравнительно легко пишут сочинения и крайне трудно – изложения. То есть они плохо понимают чужие мысли. Слышатся также жалобы, что дети теперь меньше читают и – опять же – не понимают смысла прочитанного.
Разобраться в причинах реальной или мнимой деградации школьников трудно, поскольку нужно учитывать множество факторов. Конечно, на сегодняшней школе сказываются последствия развала всех социальных систем в 90-х годах. Несомненно, на мотивацию учащихся влияет социальная неэффективность образования – участившиеся случаи несовпадения образованности и успешности и общее отставание системы образования от требований жизни. На качестве образования сказывается и доходящее до абсурда разрастание количества учебных заведений, когда мест в вузах оказывается больше, чем выпускников в школах. Но все это – специфически отечественные факторы, между тем упадок среднего образования наблюдается во многих странах мира, несмотря на инвестиции в эту сферу.
Педагогика – институт довольно консервативный, всегда подчеркивающий свою преемственность с культурой прошлого. Едва ли не с эпохи средневековья в школе господствует текстоцентрическая культура. При этом во все времена были люди «нетекстового» склада личности, которые в эту систему не укладывались. Они дискриминировались как неуспевающие, их обрекали на физический труд, и лишь некоторые пробивались в невербальные сферы, имея по дороге все соответствующие неприятности из-за плохих отметок по математике и языку. Общество считалось с этой «культурной диктатурой»: детей готовили к текстоцентрической школе и в детских садах, и в телепередаче «АБВГДейка», и много где еще. Теперь по разным причинам на формирование мышления и восприятия детей влияет большое количество внешкольных факторов, и среди них – электронные средства коммуникации: компьютеры, компьютерные игры, Интернет, мобильные телефоны. И теперь внетекстовый (а отчасти и дотекстовый) уровень мировосприятия находит благоприятную среду в мире электронной техники.
Вот что сказал в интервью газете «КоммерсантЪ» известный британский специалист по информационным технологиям Джеймс Мартин: «Людей можно разделить на два типа. Первый – это «люди книги». Эти люди получают много информации от чтения, поэтому их главная отличительная черта – очень хороший объем внимания. Таковы, например, успешные топ-менеджеры. Во время переговоров они всегда помнят о том, какой вопрос является основным в обсуждении. «Люди экрана» кардинально отличаются от них. Они обладают очень быстрым откликом. Само по себе это неплохо, но мешает координации с другими. Во время разговора «люди экрана» постоянно хотят сменить тему и двигаться дальше. Сейчас очень многие обеспокоены тем, что дети с ранних лет имеют дело с машинами и при этом не читают книг. Вырастает поколение людей, которые привыкли к тому, что на экране происходит несколько вещей одновременно, и хотят, чтобы окружающая среда немедленно реагировала на их запросы. Уже сейчас у самых молодых диапазон внимания гораздо ниже, чем у тех, кто старше двадцати. Это может плохо отразиться на разуме человека. В будущем нам очень понадобится способность принимать взвешенные решения и кооперироваться друг с другом. Поэтому уже сейчас нужно поставить вопрос о том, не теряем ли мы здравый смысл и можем ли мы сделать что-то, чтобы сохранить его. Я, впрочем, увер ... Читати далі »

Категория: Педагогічна інформатика | Просмотров: 1020 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 03.02.2011 | Комментарии (1)

Пётр ОХАПКО,
гражданин Украины,
исправно платящий налоги,
г. Днепропетровск

Скажу сразу — учат. Но при этом в стенах школы и вне их дети ругаются матом, курят, бьют ногами лежачего, подличают, воруют, обмениваются порнографией. Очень быстро сплачиваются для плохого и не желают сплачиваться для хорошего. И делают еще много чего, чего никому не желаю...

Но мы же их этому не учили! И не потому, что мы такие хорошие, а потому, что в детстве нас усаживали к телевизору посмотреть «Сказку о потерянном времени», а на Ленинградский мюзик-холл не пускали из-за голых ног и глупых шуток. А сейчас голые ноги преследуют детей с экранов всех телеканалов, как и глупые шутки. Причем настолько, что некоторые родители ждут не появления внуков, а возвращения своих выросших детей из тюрьмы...

Можно ли поведение детей изменить к лучшему? Да! С помощью школы. И об этом данное письмо.

Учить нетрудно — трудно соответствовать

Общеизвестно, что на формирование личности влияют четыре фактора: наследственный темперамент, окружающая среда, родители, школа.

1. Наследственный темперамент неизменим. Значит, принимаем его таким, каков он есть.

2. Окружающая среда. С ней тоже не поспоришь и не договоришься. Поэтому не будем и пытаться.

3. Родители. А это уже реальная сила, способная формировать детскую личность. Однако, не являясь профессиональными педагогами, родители свою воспитательную функцию выполняют кто во что горазд.

4. Итак, остается школа (которую, заметим, содержат родители-налогоплательщики). По идее, именно школа с ее армией профессиональных воспитателей должна возглавить процесс формирования личности. Но, как показывает мой родительский опыт и опыт друзей и знакомых, именно в школе можно быть уверенным менее всего.

Почему? Попробуем в этом разобраться.

Предмет под названием «этика» — именно он призван вылепить из наших детей благородные личности и затушевать проявления порочных качеств.

Для достижения этого мы как минимум должны иметь хорошего учителя и хороший учебник. Если один из них подкачает, процесс обучения (воспитания) даст сбой. Но эти две составляющие не симметричны. Если хороший учитель способен компенсировать недостатки плохого учебника, то хороший учебник бессилен не то что поправить, но даже нейтрализовать плохого учителя.

... Читати далі »


Категория: Актуально | Просмотров: 1027 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 26.01.2011 | Комментарии (2)

Сергей Рачинский

Именно школа, где уже пропагандируют безопасный секс, должна стать местом, где еще раньше будут обучать безопасному пользованию Интернетом. Своя страница в Facebook, своя группа там же с классным руководителем в качестве модератора - вот вполне реальная ближайшая перспектива для большинства классов украинских школ.

 Каникулы закончились, школьники вернулись в классы. Еще месяц-другой, и Всеукраинская программа «Школьный электронный учебник – учебник будущего» отметит первую годовщину. Будет интересно узнать об успехах этого начинания. Меня же интересует другая всеукраинская программа, которая еще не имеет названия и о результатах которой никто пока не задумывается.

 «Жизнь – лучший университет», говаривал отец моего школьного друга, водитель-дальнобойщик, не закончивший в свое время даже среднюю школу. Мы с другом тогда посмеивались над этой фразой. Сегодня я отношусь к этому тезису иначе.

 Жизнь - если и не лучший, то, пожалуй, важнейший из наших «университетов», независимо от выбранной профессии. В последние год-два мы становимся свидетелями появления у жизни нового виртуального факультета – глобальной сети. От того, насколько эффективно мы черпаем знания из этой виртуальной жизни, во многом зависит успех в жизни реальной. И общая оценка нашего итогового аттестата.

Напомню, что все идет к тому, что вчера, будучи пассивными потребителями информации в Сети, сегодня мы все чаще ее, эту информацию, сами и создаем. Идея о том, что любой бизнес вскоре будет медиабизнесом, создающим контент, утрачивает «оригинальность» и становится руководством к действию. Те, кто будет этот контент создавать, ходят сегодня в школу.

Одноклассники.ру тут не причем

Я давно хотел написать о средней школе и интернете. Недавнее сообщение о том, что уже больше миллиона украинцев пользуются социальной сетью Facebook, подтолкнуло к написанию этой колонки. Ведь среди тех, кто наиболее активен в Сети, большинство - молодые люди. Среди них еще не так много школьников, поэтому главной проблемой родителей пока является не активность детей в социальных сетях, а результаты их поиска по картинкам в Google с отключенным фильтром. Но это – пока.

Мировой опыт говорит о том, что совсем скоро наших школьников в социальных сетях будет намного больше. В тотально подключенной к Сети Скандинавии едва ли не каждый молодой пользователь в возрасте около 16 лет имеет аккаунт в социальных сетях.

Моему сыну тоже 16,и недавно он интересовался, что это за Фейсбук такой и зачем он нужен. Мой рассказ об этой сети и Твиттере он принял к сведению, не более того. Ему сейчас гораздо интереснее скайп, который позволяет ему координировать действия с друзьями в ходе сражений на виртуальных полях World of Warcraft. Но по итогам этого разговора ... Читати далі »


Категория: Педагогічна інформатика | Просмотров: 910 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 14.01.2011 | Комментарии (3)

Дворцова Наталия Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент Института дополнительного профессионального образования Саратовского государственного университета,
Чанилова Наталия Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования

Понятие «продуктивное обучение» в современном образовании понимают двояко. Большинство педагогов используют это словосочетание для обозначения эффективности работы школы. Но множится и число специалистов, трактующих его как процесс образования ребенка через практическую деятельность, через получение им конкретного продукта своего труда в ходе самостоятельно активной деятельности. Главная особенность подобного обучения — создание учениками (и учителем) личностной образовательной продукции: интеллектуальных открытий, изобретений и конструкций, задач, гипотез, правил, исследований, поделок, сочинений, программ обучения, проектов и т.п. Хотим дать заинтересованным читателям несколько советов о том, как приступать к внедрению в практику работы школы идей продуктивного обучения.

Начинать следует с диагностики

Поскольку идеи продуктивного обучения базируются на педагогике сотрудничества, мы рекомендуем начать работу с диагностики отношений между педагогами, учащимися и родителями, ценностных ориентаций и ожиданий, степени их удовлетворенности образовательным процессом.

Для этого можно использовать разнообразные диагностические методы: наблюдение, интервьюирование, анкетирование, ранжирование, неоконченное предложение, создание ситуаций свободного выбора. Анализ полученных результатов поможет соотнести потребность во внедрении идей продуктивного обучения и степень реальной готовности школы. Можно прогнозировать, что школы с авторитарной системой управления не примут принципы такого обучения прежде всего потому, что последние ориентированы на свободные, демократические, гуманистические основы образования.

Если же ключевые позиции продуктивного обучения и школы совпадают, а коллектив выражает готовность включить в свою работу его формы и методы, то начало всему может положить встреча педагогов и учащихся старших классов, например «Ринг выпускников», проводимый в форме вопросов и ответов. Отрытый диалог поможет определить круг проблем, связанных с изменениями в системе работы школы. Причем мы настоятельно рекомендуем обратиться вначале именно к старшеклассникам, поскольку их опыт школьной жизни может способствовать более мягкому протеканию адаптационного ... Читати далі »


Категория: Педагогічна кухня | Просмотров: 1686 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 24.12.2010 | Комментарии (3)

Радиопередача :  Родительское собрание  
Ведущие :   Ксения Ларина
Гости :        Александр Адамский, Михаил Шнейдер, Анатолий Каспржак
К.ЛАРИНА: 11 часов 13 минут, начинаем программу «Родительское собрание», сегодня она, наконец-то, посвящена модернизации. Вот и мы дошли, докатились, да-да-да. Значит, тема сегодняшней программы «Как модернизировать учителя?», дорогие друзья, поскольку про модернизацию много чего наговорено. А, вот, про учителей все меньше и меньше разговоров, тем более, что год учителя практически на исходе. Итак, представлю участников сегодняшнего разговора – это эксперты абсолютные. Александр Адамский, ректор Института образовательной политики «Эврика». Здравствуйте, Александр Изотович.

Слушать     Читать

Категория: З усього світу по нитці | Просмотров: 835 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 06.12.2010 | Комментарии (2)

Александр Адамский,
кандидат педагогических наук,
доктор философии образования
Образовательный оброк
Самой авангардной идеей в современном образовании становится идея моделирования будущего.
А самой консервативной, если не сказать реакционной, – идея стандартизации прошлого.
Борьба этих двух идей скорее всего и определит в ближайшем будущем развитие или застой образования не только в России, но и в мире.
При этом совершенно очевидно, что отсутствие развития – это не только застой, но и развал системы образования. Потому что если школа не становится иной, если школа в течение долгого времени остается такой, как была, она перестает быть школой. Не выдерживает конкуренции. Другие образовательные институты: массовая культура, средства информации, мода, искусство, улица, политика, огромное количество «образовательных мест» – привлекают и образовывают детей гораздо больше и эффективнее, чем школа. А она превращается в образовательный оброк, в детскую дань вредным условностям взрослого мира – бесполезное многолетнее принудительное сидение в школьных стенах считается условием вхождения в культуру.
В этом великий и трагический парадокс развития образования в наше время. Великий, потому что требует радикальных перемен, а трагический, потому что осознать его можно, только поставив под сомнение успешность собственной образовательной деятельности, а иногда и судьбы.
В конце двадцатого века все острее ощущается кризис главной педагогической догмы, существовавшей со средних веков: научное мировоззрение – основа образования. Что такое учебный предмет? Это сколок с той или иной науки. Этот ход – учебный предмет как сколок с науки – был инновационным четыреста лет назад, когда в школьном образовании бал правили схоласты, и современники Коменского сильно страдали от того, что в разных школах учили разному содержанию. Этот страх был оправданным тогда, но он выглядит совершенно нелепым сегодня, когда в нашей жизни, кроме компьютера и телевизора, есть еще реальное смешение языков, традиций, одежд, всего, что только можно смешать.
Люди построили мир, в котором человеку открыта любая культура, язык, любое знание, – многокультурный мир. И научное мировоззрение оказалось слабой основой для мультикультурного содержания образования – учебный предмет, устроенный, как трамвайный маршрут с заранее известными остановками и направлением и рассчитанным временем движения, безнадежно устарел. И попытки разделить образовательные системы на когнитивную, или гуманистическую, или развивающую, или природосообразную, без разделения содержания образования – на то, которое основано на учебном предмете, и иное – неэффективны. Потому что, снова повторим, наука перестала быть основой содержания образования, а это значит, что учебный предмет перестал быть главным материалом для успешной, безопасной и счастливой жизни человека.
Можно по-прежнему жить по своим внутренним правилам образовательного учреждения – ставить хорошие отметки, выдавать аттестаты, без которых дальше учиться нельзя, принимать в университет, там учить студентов и выдавать дипломы, без которых никуда не устроишься работать... И еще два-три поколения будут с нами, деятелями образования, в это играть. ... Читати далі »

Категория: | Просмотров: 823 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 23.11.2010 | Комментарии (0)

Новикова Татьяна Геннадьевна, 
зав. кафедрой развития образовательных систем,
Прутченков Александр Сергеевич,
профессор кафедры развития образовательных систем,
Академия повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования

Анализ материалов эксперимента по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения в части использования технологии «Портфолио» показал, что в регионах используются различные модели и варианты, но при этой систематизации как в отдельных школах, так и в муниципальных образовательных сетях допускаются ошибки, способные негативно повлиять на отношение к самой технологии «Портфолио» и привести к педагогическим «сбоям». Обобщив уже имеющийся опыт, мы хотим предостеречь наших коллег и помочь им избежать трудностей, с которыми уже столкнулись педагогические коллективы, семьи и сами школьники. С этой целью мы систематизировали выявленные в педагогической практике экспериментальных регионов ошибки.

Первая группа ошибок связана со сбором материалов портфолио

Ошибка первая: нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио. При сборе официальных документов, творческих работ, самоотчетов о социальной практике, а в дальнейшем при оформлении состава портфолио родители и педагоги пытаются включить в него материалы без учета мнения самого ребенка. При этом взрослые опираются лишь на свои предпочтения и свое мнение о способностях и интересах ребенка. Это объясняется естественной позицией взрослого, который считает, что он лучше самого ребенка знает, что ему нужно, и готов более «объективно» и «целесообразно» представить необходимый материал в портфолио ребенка.

Рекомендации: при сборе материалов и оформлении портфолио должен использоваться только принцип добровольности (прежде всего с точки зрения ребенка). Школьник, который занимается сбором материалов для своего портфолио, сам лично решает, какие именно документы и материалы он помещает в папку своих личных достижений. Еще раз подчеркнем, что это должно стать ведущим принципом работы с портфолио. Ни в коем случае нельзя принудительно (без согласия самого ребенка) включать материалы в его портфолио, особенно на финальной стадии, когда ребенок предъявляет свои достижения при поступлении в профильный класс или в приемные комиссии вуза, техникума, в отдел кадров фирмы или предприятия, куда он подает заявление о приеме на работу. Данное педагогическое требование является важнейшим при сборе материалов. Оно, к сожалению, часто нарушается взрослыми, стремящимися сделать помещаемую о ребенке информацию, с их точки зрения, более «объективной» и «объемной».

Ошибка вторая: сбор материалов вместо ребенка, «по его поручению». В данном случае сбором документов и материалов занимается не сам ребенок, а по «его поручению» или даже «требованию» только родители или другие родственники. Ребенок хочет, чтобы у него был свой портфолио, но заниматься им у него «нет времени». Объясняется это тем, что, во-первых, у большинства учащихся, к сожалению, нет элементарных навыков самоанализа и систематизации, а во-вторых, определенным страхом, что он что-то не сможет или сделает «не так, как надо». Поскольку это достаточно официальный комплект документов, который может повлиять на выбор профиля обучения в старших классах, а может быть, даже при поступлении в вуз, то школьник подсознательно стремится переложить ответственность на плечи семьи, надеясь, что его родители сделают все более «правильно».

Рекомендации: при сборе материалов и оформлении портфолио, разумеется, нужна определенная помощь и поддержка родителей и других взрослых, но полностью подменять ребенка в этом процессе ни в коем случае не с ... Читати далі »


Категория: Педагогічна кухня | Просмотров: 1780 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 14.11.2010 | Комментарии (5)

Накануне Великой войны, которую назвали Второй Мировой великий французский мыслитель Антуан де Сент-Экзюпери писал:
«Существует лишь одна проблема, одна-единственная на свете. Вернуть людям духовную сущность, духовные заботы... жить холодильниками, политикой, балансами и кроссвордами больше нельзя. Нельзя! Нельзя больше жить без поэзии, красок, любви. Два миллиарда людей не слышат ничего, кроме роботов, не понимают ничего, кроме робота, сами становятся роботами. Все потрясения последних лет имеют лишь два источника: тупики экономической системы и духовную безысходность. Существует лишь одна проблема. Одна-единственная: вспомнить, что существует еще жизнь духа, куда возвышеннее, чем жизнь разума. И эта жизнь духа – единственное, что приносит удовлетворение человеку. Жизнь духа начинается там, где существо, "единое, неделимое" мыслится как нечто, превосходящее материю, из которой оно состоит».
Его, как и многих подобных, не услышали. А потом началась Вторая мировая война.
 
«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил.
Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной.
Себя судить куда трудней, чем других.
Светильники надо беречь: порыв ветра может их погасить.
Слова только мешают понимать друг друга.
Когда даешь себя приручить, потом случается и плакать.
У каждого человека свои звезды.
Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету.
Одни только дети знают, чего ищут. Они отдают всю душу тряпочной кукле, и она становится им очень-очень дорога, и если ее у них отнимут, дети плачут.»

Категория: Актуально | Просмотров: 859 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 04.11.2010 | Комментарии (1)

Воровщиков Сергей Георгиевич,
 канд. пед. наук, доцент, декан ФПК и ППРО Московского
педагогического государственного университета

Реальные условия школьного образования позволяют говорить лишь о стартовом этапе развертывания деятельности по развитию учебно-познавательной компетентности старшеклассников как личностно-осмысленного опыта успешного осуществления учебно-познавательной компетенции. Прежде всего, необходимо определить и зафиксировать идеологическую, содержательную, методическую и организационную преемственность и скоординированность деятельности педагогического коллектива по совершенствованию учебно-познавательной компетентности.

Одной из возможных нормативных форм обеспечения скоординированности деятельности педагогического коллектива может стать дидактический регламент развития учебно-познавательной компетентности. Этот публичный и легитимный документ подобно «общественному договору» Жан-Жака Руссо фиксирует коллективную точку зрения педагогов на содержание и формы совместной работы по совершенствованию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Предлагаемая ниже модель регламента предполагает, что в соответствии с позициями представленной матрицы педагогический коллектив самостоятельно определяет свое школьное содержание данного документа. Наполнение содержанием и реализация дидактического регламента в конкретной школе может способствовать целостному выполнению требований к процессу совершенствования учебно-познавательной компетентности.

Дидактический регламент развития учебно-познавательной компетентности – это система норм, определяющих основные позиции содержания, форм, методов и организации деятельности педагогов образовательного учреждения по совершенствованию учебно-познавательной компетентности школьников.

Дидактический регламент как документальное отражение внутришкольной системы развития учебно-познавательной компетентности может иметь следующий состав:

Пояснительная записка. ... Читати далі »


Категория: Наука управління | Просмотров: 1743 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 29.10.2010 | Комментарии (0)

Вы забыли, когда в последний раз были в отпуске? Вашим подчиненным ничего нельзя доверить, а в отделе без вас как без рук? Если хоть на один вопрос вы ответили положительно, задумайтесь о вашем стиле управления. Ведь искусство менеджера — это умение работать руками других людей, а не выполнять всю работу самостоятельно.

Раздача слонов

Реалии современной деловой среды таковы, что ни один руководитель не справится с управлением компанией в одиночку. Большие объемы информации и жесточайшая конкуренция вынуждают управленцев делегировать полномочия. Только так они могут позволить себе сосредоточиться на деятельности, которая приносит организации наибольшую пользу, а рутинные и повседневные заботы перевести на подчиненных.

Впрочем, до сих пор многие руководители хотят и одновременно боятся передавать часть своих задач и полномочий. «Зачем отдавать то, что я сделаю лучше и быстрее? Чем же буду заниматься я? И если сегодня я передам работу заму, то не займет ли он через полгода мое место?» — размышляют они.

На самом деле при использовании системы делегирования выигрывают все. Работники получают возможность решать более интересные задачи, чем те, что прописаны в их должностных инструкциях, а начальник освобождает время для решения важных стратегических проблем.

"Делегирование полномочий имеет большую практическую пользу, — считает Ирина Матвиенко, руководитель управления рекламы и PR группы "ИФД КапиталЪ". — У сотрудников появляется пауза в их ставшем уже монотонным труде, происходит перезагрузка, и они естественным образом отдыхают в движении. Работники активизируют мозговую деятельность, интегрируются в рабочие процессы своих коллег, получают возможность взаимодействовать с другими сотрудниками компании. В определенных ситуациях делегирование задач может даже простимулировать взрыв активности сотрудников, обусловленный духом соревнования".

Такая работа нужна самому

Несмотря на то, что делегирование полномочий — признанная форма управления, часто встречаются менеджеры, которые по возможности стараются ее избегать.

"Для многих руководителей проблема делегирования — одна из самых сложных во всем процессе управления командой, — рассказывает Фаина Лернер, руководитель отдела организационного развития и HR компании i-Free. — Иногда очень трудно передать часть работы, за которую ты отвечаешь и которую делаешь хорошо, иногда даже очевидно лучше всех, другому человеку — особенно если он еще допускает ошибки и его нужно обучать, а это требует много времени и энергии".

Нередко такие менеджеры пытаются все держать в своих руках. Берут себе в подчинение беспомощных сотрудников, окружают их чрезмерной опекой и зачастую после работы "подчищают" их недоработки.

"Возможно, это связано с неуверенностью руководителя в собственных силах, в своем профессионализме. Он думает: если команда будет работать безупречно, может возникнуть вопрос — а нужен ли ей руководитель?— продолжает Фаина Лернер. — Понятно, что такой менеджер неизбежно окажется погребен под лавиной сложных и критичных задач, разочаруется в своей команде и станет неэффективен как руководитель. Это примерно как если бы дирижер стал опасаться, что музыканты оркестра без него будут играть так же хорошо и слаженно, как с ним".

Доверять и не проверять?

Первое, с чего эксперты советуют начать делегирование полномочий, — это составить перечень задач, которые необходимо передать, и тщательно подобрать потенциальных исполнителей.

Делегировать любую задачу следует целиком, а не отдельными последующими распоряжениями. Не стоит поддаваться искушению оставить себе какую-то работу в качестве средств контроля или демонстрации власти. Лучше быть лидером, чем начальником.

При передаче поручений подчиненному Ирина Матвиенко рекомендует четко ставить задачи, устанавливать сроки выполнения, перечислять возможные ресурсы и круг полномочий. После этого руководителю стоит задать серию вопросов, направленных на выяснение правильного понимания сотрудником поставленных задач. "Это крайне важно, если вы не хотите в назначенный срок получить вместо птицы Феникс гуся в яблоках", — подчеркивает Ирина Матвиенко.

Во время работы стоит проявить доверие к исполнителям и исключить мелочную опеку, приносящую больше вреда, нежели пользы. При этом передача полномочий вовсе не снимает с руководителя ответственности за результат. В случае неудачи следует принять вину на себя, а в случае успех ... Читати далі »


Категория: Наука управління | Просмотров: 823 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 22.10.2010 | Комментарии (0)

Шиварев Павел Васильевич,
МУ ИМЦ Кировского района г. Екатеринбурга, директор


Вход в любую ситуацию с любой установкой, кроме образовательной - ошибочен
К.Ф. Гаврилов, разносчик пенсий
 «Умный любит учиться, а дурак - учить» (А.П.Чехов). Ироничен был Антон Палыч, ничего не скажешь. Много понимал  и много грустил....
Однажды, в 1996 году,  кажется,  я попросил одного учителя провести в моем классе  урок по Грибоедовскому  «Горе от ума». «Хорошо», - ответил он,   «с этим произведением я как раз не разобрался»…
Не знаю как детям, мне этот урок запомнился надолго. Было ярко, интересно, неожиданно,  по- настоящему,  здорово.
Вскоре  он  ушел из школы…. Теперь рукоположен священнослужителем в храме в одном из сел Свердловской области.  И этот случай не уникален. Их много таких - ушедших из школы (или не пришедших в нее), потому, что учиться любили больше, чем учить.  Он ушел, а я  тогда остался.  Может быть как раз потому, что  хотел учить…
Нет, конечно, я бы не самым плохим учителем, многие даже полагали что хорошим. Ну, там высшая категория,  авторская программа, сертификаты всякие, корочки-шморочки, победы в конкурсах…  Дети опять же хорошо относились. Слава Богу, что закончилась моя учительская карьера до нацпроекта, а то, поди, еще и 87 рублями бы соблазнился.
Вот интересно,  ... Читати далі »

Категория: Педагогічна кухня | Просмотров: 936 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 12.10.2010 | Комментарии (3)

Из сборника "Программа развития образовательного учреждения"

Анализ программ развития образовательных учреждений (далее – ОУ) позволяет выявить наиболее существенные недостатки, которые приводят к негативным для программ и их реализации последствиям.

  1. Программа ошибочно отождествляется с концепцией и разрабатывается только как набор идей, а не как документ, содержащий в себе план работы с присущей ему четкостью, ясностью и определенностью. Отсутствие плана действий по реализации основных направлений развития ОУ ставит под сомнение саму возможность отнесения созданного документа к программе развития.

  2. Авторы программ торопятся прописать частные нововведения, не разрабатывая сначала общего, стратегического замысла осуществления преобразований в ОУ. Вместо концепции нового состояния ОУ в программах дается сразу перечень инновационных действий, что полностью нарушает логику программы развития и решения ее главных задач.

  3. Часто программы не являются прогностичными, в них редко удается сформулировать ожидаемые требования к завтрашнему ОУ, спрогнозировать перспективный социальный заказ на результаты его деятельности. Иногда вопрос о социальном заказе вообще игнорируется.

  4. Слабо анализируется влияние на состояние ОУ дальней и ближней внешней среды, в условиях которой начинается развитие учреждения как целенаправленный комплексный процесс, а также взаимодействие с основными группами: заказчиками, клиентами, поставщиками ресурсов и т. д.

  5. В программах развития нечетко формулируются ключевые проблемы ОУ, на решение которых будет направлена его основная деятельность; проблемы слабо структурируются по степени значимости, наблюдается смешение проблем конкретного ОУ с глобальными проблемами и внешними ограничениями, снять которые самостоятельно учреждение не в силах. Анализ проблем образовательной подсистемы не доводят до рассмотрения причин этих проблем в обеспечивающей и особенно управляющей подсистемах ОУ.

  6. Отсутствует логическая связь между идеями нового ОУ и его ключевыми проблемами (проблемы – сами по себе, концепция – сама по себе).

  7. Недостаточно определяются сильные стороны ОУ, которые могут служить "плацдармом" в ходе нововведений. Программы слабо соотносятся с реальным потенциалом школьного сообщества, сообщества детского сада, что приводит либо к нереальности поставленных задач и ориентиров, либо к недостаточной напряженности этих задач.

  8. Медленно преодолевается основной недостаток – неспособность формулировать четкие, операциональные цели перед всеми участками деятельности ОУ и его подразделениями.

  9. Отсутствует реальный образ будущего состояния ОУ и его функционирования после осуществления задуманных инноваций. Неполнота описания образа нового ОУ часто связана с тем, что далеко не всегда можно увидеть развернутую характеристику системы ценностей и миссии ОУ, обоснованный образ выпускника школы или детского сада. Концепции образовательной системы часто не содержат характеристики общей направленности образовательного процесса и среды. Концепции ресурсов и системы ресурсообеспечивающей деятельности, а также образ будущей управляющей системы ОУ вообще не прописываются. Концепции системы управления, если они есть, как правило, подменяются без всяких пояснений изображением схемы организационной структуры управления.

  10. Блок стратегии и тактики реализации программы не обеспечивает:

    - четкого представления об этапах и главных направлениях развития ОУ;

    - ясного образа целей, рубежей, достигаемых в итоге первого шага развития;

    - определенности относительно порядка работ, конкретной ответственности за их выполнение, сроков и ресурсов.

  11. Разработчики программы не основываются на современном системном понимании ОУ как особой разновидности социальной организации, целостной системы. Отсюда программы развития ОУ строятся путем механического "сшивания" слабо связанных между собой фрагментов.

  12. Программы часто слабо характеризуют индивидуальность ОУ, не носят авторского характера. Создается впечатление, что некоторые из них написаны не работниками самого учреждения, а посторонними специалистами.

  13. Наряду с описанием планируемых инноваций в программах развития часто присутствуют "сюжеты", касающиеся текущего функционирования ОУ, что для программы развития является избыточной информацией.

Имеются основания утверждать, что во многих случаях причинами итоговых недостатков оказываются конкретные просчеты, допускаемые на этапах разработки программ развития ОУ.


Категория: Наука управління | Просмотров: 1099 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 26.09.2010 | Комментарии (2)

Ушаков Константин Михайлович,
доктор педагогических наук, профессор

Ваш покорный слуга, автор этой статьи, родился в 1949 году и имеет двенадцатилетний стаж работы в школе в качестве учителя физики. Причем школьный опыт пришелся на советские времена, в которые, кстати говоря, и прошла большая часть моей жизни. Мне совершенно необходимо дать читателю эту, не очень подходящую для научной статьи информацию, поскольку она, возможно, объяснит некоторые особенности моих взглядов. Кроме того, сейчас мое поколение, к счастью или к несчастью для образования, занимает в большом количестве случаев руководящие позиции. Поэтому, пользуясь в своих размышлениях местоимением «мы», я и буду иметь в виду именно это поколение, а также более молодых людей, разделяющих некоторые общие для «нашей» (есть основания предполагать, весьма великой) группы убеждения. Что это за убеждения? Их несколько, но в данной статье я хотел бы остановиться только на одном, являющемся, на мой взгляд, базовым. Его можно сформулировать следующим образом: интересы группы (организации) важнее (приоритетнее) личных интересов. С ним связано и представление о том, что принадлежать к группе безопасней, поскольку всегда есть защита от возникающих проблем. Обе эти позиции представляются «нам» абсолютно естественными и потому практически никогда не обсуждаются.
«Я» и «мы», индивидуализм и коллективизм
По всем данным «мы» — коллективисты. Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Коллективистские взгляды, так уж сложилось исторически, вообще присущи российскому менталитету. (Выйдем, к примеру, за границы образовательной тематики, посмотрим, как организована жизнь на селе. У нас, в России, почти нет хуторов, люди предпочитают жить в деревнях, то есть в группах, считая, что так и безопаснее, и комфортнее. А вот в Прибалтике, в странах Западной Европы хутора — обычное явление. У нас же, если и встречаются такие поселения, то обычно вызывают у жителей окрестных деревень стойкую аллергию. Конфликтующие представления хуторян и деревенских порождают далеко не безоблачные отношения).

Категория: Наука управління | Просмотров: 978 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 20.09.2010 | Комментарии (0)

 Елена Березняк
 
Как всё же мы похожи на них, на тех, кто смотрит снизу вверх на наше «якобы превосходство»... Смотрит искренне и доверчиво. Не они на нас похожи, а именно мы – на них...
Вот идёт себе человек по своим супер-пупер-важным делам, спешит, взглядом упёршись в ничто, а потому не замечает ничего настоящего – стоящего внимания... И вдруг останавливается, споткнувшись о взгляд другой – любопытный и вопрошающий. Нечто маленькое, лохматое, грязное, вертящее хвостом, втягивающее шумно воздух влажным носом, поскуливающее смущённо смотрит прямо в глаза... Прямо в сердце смотрит, а может, в душу, что вдруг сжимается тревожным комочком у самого горла...И возникают мысли: «Надо взять с собой, ну, невозможно же... Ну, пропадёт же совсем... Принесу домой, отмою, накормлю... Красивый же, пушистый, глаза такие ласковые... Будет меня с работы встречать в пустой квартире, тишину прогонит, радоваться мне будет искренне, ладошку лизать...»
И тут же – другие мысли: «Это же надо заботиться, выгуливать каждый день, к ветеринару... А потом привыкну, вдруг убежит или случится что – будет больно, да и он приручится, а вдруг потом отдать придётся – жалко...»
И человек отворачивается, осторожно обходя дрожащую от холода, недоумённо и восторженно сверкающую глазами «НадеждуНаЛюбовь». Человеку кажется, будто только что он отстоял свою свободу и независимость (да и существо наивное от ненужного приручения – тоже), а на самом деле он спас свой страх самому быть прирученным, страх перед возможностью принадлежать чьей-то любви... Печально, но «чьей-то» человек распространит теперь не только на четвероногую братию, но и на людей. «Полюблю – значит, буду принадлежать, потеряю свободу, окажусь во власти, приму чью-то любовь – тоже самое...»
Вот этим мы и похожи на тех, кто смотрит снизу вверх – страхом... Только к их страху быть отвергнутым примешивается наш страх быть прирученным, а потому мы намного слабее, беззащитней и... Мы намного более обделены свободой – свободой отдавать любовь... Просто так, а не за «власть над душами».
Тот, чьё желание любить и быть любимым вы отвергли, простит вас...
А вы – себя?
Потом, когда скомканная душа совсем отнимет возможность дышать.

Категория: Актуально | Просмотров: 873 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 14.09.2010 | Комментарии (2)


Ми в соцмережах
       







Інформаційний партнер
Науково-педагогічна бібліотека Миколаєва

Сайти навчальних закладів

Корисні посилання






























































Управління освіти Миколаївської міської ради © 2017