Пошук


Меню сайту

Форма входу
Реєстрація
  




Радимо переглянути















   
Інші події

Конкурси для учнів

Конкурси для вчителів











Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0


Головна » 2011 » Серпень » 22 » А жить когда будем?!
20:03
А жить когда будем?!
Фишбейн Дмитрий Ефимович,
главный редактор «Журнала руководителя управления образованием»

А что у нас есть в жизни кроме работы? А что мы сделали, для того чтобы иметь что-то кроме работы? А мы такие, с одной только работой, нужны кому-то?
Личная история
У меня старший сын закончил в этом году 7 класс. Ходил недавно на заключительное родительское собрание. На протяжении всего мероприятия испытывал смешанные чувства.
Классный руководитель, хорошая учительница с большим стажем, долго и с дрожью в голосе рассказывала о том, как много сил она отдаёт школе и детям, что почти вся её жизнь посвящена учительскому труду и т.д. При этом она с искренней горечью сетовала на то, что мало кто ценит её самоотдачу, что, к сожалению, «амортизацию души» педагога ничем не компенсируешь.
Я сидел и думал о том, что, наверное, я должен испытывать большую благодарность к педагогу, который всю свою жизнь посвятил обучению и воспитанию детей. При этом реально я чувствовал раздражение от того, что на меня как родителя «навешивают» чувство вины. Почему я должен сопереживать человеку, который сам сделал так, что ничего кроме работы в школе у него в жизни нет?  Почему вообще кто-то (государство, начальство, дети) должен что-то компенсировать человеку, который сам так выстроил свою жизнь?
 
А что кроме работы?
Константин Михайлович Ушаков, профессор АПКиППРО, главный редактор журнала «Директор школы», на своих лекциях приводит пример, который, по-моему, имеет к нашему обсуждению самоё прямое отношение.
Во время Великой отечественной войны по Северному морскому пути курсировали два типа судов-сухогрузов. Один представлял собой корабль с одним большим отсеком, который мог перевозить крупногабаритные грузы. Другой же тип судов имел определённое количество меньших по размеру отсеков.
При этом, что очень важно, отсеки второго типа судов были герметично изолированы друг от друга. Понятно, что происходило с этими типами судов при попадании в них торпеды: первый тип достаточно быстро шел ко дну, второй же за счет герметичных отсеков мог долго держаться на плаву.
Давайте теперь отнесемся в этом контексте к нашей жизни.
Если у Вас в жизни в основном существует только работа (какая бы любимая и замечательная она ни была), то Вы как тот сухогруз первого типа при больших неприятностях на работе или разочаровании в ней, вероятнее всего, «потонете», то есть поставите под угрозу всю свою жизнь. И Вы, полагаю, знаете немало примеров, как теряют смысл жизни такие люди, когда выходят на пенсию. И именно эти люди (как в примере с классным руководителем) очень тяжело переживают, когда не получают, с их точки зрения, адекватной награды за их беззаветный труд.
Если же у Вас кроме работы, присутствует многое другое, что Вас увлекает – шитьё, сад-огород, рыбалка, собака, путешествия и т.п., то Вы как сухогрузы второго типа имеете, так называемый, высокий уровень живучести. Даже если на работе у Вас всё начнёт рушиться, то другие изолированные отсеки Вашей жизни не дадут Вам опуститься на дно. И даже если отвратительная (как обычно) погода загубит весь Ваш урожай, то останется многое другое, что Вас увлекает.
Что особо грустно: мне кажется, что большинство из нас живут именно по первого типу.
Я сам про себя очень явственно осознал это лет пять назад. Дома вечером после работы я увидел своего младшего сына, делающего первые самостоятельные шаги. Я радостно поспешил поделиться замечательной новостью с женой, и … оторопел, услышав «Дорогой, я тебя поздравляю. Наш сын ходит уже пару месяцев, а ты только что удосужился это заметить!»
Я тогда хорошо понял, что можно работать с 8 утра до 8 вечера, появляясь дома для того чтобы поспать, что в результате этого надписей в моей визитной карточке будет ещё больше, но, главное, я столько пропущу в этой жизни, так много замечательного пройдёт мимо меня.
Ещё один очень показательный факт. По данным исследования Центра социологических исследований МГУ «Учитель в эпоху перемен» около 50 % российских учителей ни разу за год не посещают кинотеатр. А ещё 20% ходят в кино один раз в год. Вспомните, когда Вы последний раз были в театре или кино.
 
Почему так происходит и что же делать?
Понятно, что мы все задаем себе вопросы «Почему же так»?» Что же делать?». Попробую поделиться собственными решениями.
В теории менеджмента присутствует известная история про одного из президентов Гарвардского университета. Когда ему предложили этот пост, он сказал: «Я с честью и удовольствием приму Ваше предложение, но только я не могу ходить на работу по средам, так как должен ездить в Вашингтон». Работодатели условие приняли.
На самом деле никуда он по средам не ездил; просто ему нужно было время, чтобы побыть в тишине и почитать.  Он полагал, что хотя бы день в неделю руководителю необходимо проводить наедине со своими мыслями. И это должны уметь все руководители – отстраниться, поразмышлять о сути своей работы, продумать новые проекты или распутать рабочую проблему.
Кроме того, отсутствие руководителя на рабочем месте вынуждает подчинённых принимать самостоятельные решения, что положительным образом сказывается на их чувстве ответственности и причастности к общему делу.
Упоминаемый президент Гарвардского университета говорил, что в тот момент, когда количество звонков ему от подчинённых в среду снизилось до двух в день, он посчитал, что работа по выработке самостоятельности при принятии решений у сотрудников достаточно успешна.
Вывод № 1.  Иногда не ходить на работу!
Я понимаю, что от такого решения Ваше начальство будет совсем не в восторге, но, чёрт побери, было ведь такое неглупое понятие как методический день.
Ещё одна история (образ). Американские ученые Уильям Онккен и Дональд Васс, занимаясь проблемой управления временем, ввели понятие «обезьяна на плече».
Представьте себе, что к Вам приходит подчинённый и излагает одну из проблем, с которой он сейчас столкнулся. Что делаете Вы? Если Вы действуете по принципу «Спасибо большое, я с этим разберусь», «Положите мне на стол, я ознакомлюсь», то автоматически проблема сотрудника становится Вашей проблемой, то есть обезьяна (=проблема), которая сидела на его плече, очень быстро перебирается на Ваши плечи.
При этом понятно, что через короткое время Вы как руководитель становитесь просто обвешаны большим количеством обезьян (=проблем). Мало того, что один человек не в состоянии решить все проблемы, самое грустное, что в этом случае уж точно ни о каком хобби или походе в кино думать уже невозможно.
Вывод № 2.  Научитесь говорить «нет». И не чувствуйте себя виноватым. Прерогатива каждого – устанавливать границы.
Не знаю, насколько Вы в курсе результатов исследования ведущей международной консалтинговой компании McKinsey&Company «How the world’s best-performing school systems come out on the top», 2007.
Суть этого исследования состояла в том, чтобы выявить, какие факторы напрямую влияют на успешность системы образования. Были выявлены определённые показатели, я бы сейчас хотел обратить внимание на один из них.
Так вот: в успешных системах образования работают учителя, которые могут что-то ещё кроме того, что учить детей. Исследование показало, что учащимся очень интересно взаимодействовать с педагогами, которые увлечены не только работой, а туризмом, дайвингом, игрой в теннис, собаководством и т.д. Но ведь Вы понимаете, что увлечение делает их специалистами в этой сфере. Педагог начинает собой представлять ещё кого-то кроме того, кто объясняет правила правописания.
Вывод № 3.  Найдите себе увлечение. Не препятствуйте своим подчинённым заниматься их любимым досугом. Используйте тех, кто может (знает, умеет) что-то необычное.
И напоследок об очень вроде бы простой вещи. Вы вообще замечаете, во сколько уходите с работы? Да, да – уже совсем стемнело, а Вы всё на работе. И самое грустное ещё и в том, что когда пробуешь проанализировать что из выполненных сегодня дел можно записать себе в актив, то список получается жутко коротким. Да, говорил по телефону, с кем-то что-то обсуждал, читал документы и т.д. и т.п.
Вывод № 4.  Распечатайте и повесьте себе на видном месте плакат.
Никто на смертном одре не скажет:
"Я должен был проводить больше времени на работе".
Никогда не обращали внимание на то, как часто называют конкурсы педагогического мастерства или формулируют их девизы – «Сердце отдаю детям!». 
А может лучше не надо?!
Журнал "Директор школы"!

Категорія: Актуально | Переглядів: 795 | Додав: Управління_освіти
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Ми в соцмережах
       






Інформаційний партнер
Науково-педагогічна бібліотека Миколаєва

Сайти навчальних закладів

Корисні посилання






























































Управління освіти Миколаївської міської ради © 2016