Пошук


Меню сайту

Форма входу
Реєстрація
  




Радимо переглянути















   
Інші події

Конкурси для учнів

Конкурси для вчителів











Онлайн всього: 2
Гостей: 2
Користувачів: 0


Головна » 2010 » Квітень » 30 » C чего начинается школа?
21:13
C чего начинается школа?

Хоменко Ирина Алексеевна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии семьи Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Если театр начинается с вешалки, то школа, вероятно, с вестибюля. Однако многие руководители до сих пор считают, что дело не во внешней красоте, а во внутреннем содержании, и порой недооценивают роль первого впечатления, которое складывается у потенциальных партнеров (читай — родителей), приходящих в школу. Что ждет их за порогом?

«Пространственный аудит»

Мой опыт по роду своей профессиональной деятельности посещения образовательных учреждений свидетельствует о том, что не всегда родители видят реальные доказательства лояльности педагогического коллектива по отношению к таким гостям. (Кстати, интерьеры школы могут запросто позиционировать родителей как «гостей», «посторонних» или «партнеров».)

Директору, который хочет выстроить партнерские отношения с родителями, необходимо как минимум провести «пространственный аудит». К примеру, если на школьных стенах не висит ни одной ребячьей поделки, а на окнах не стоят выращенные детьми цветы, то возникает закономерный вопрос: а где находятся вещи, сделанные основными участниками образовательного процесса? Согласитесь, приходя к кому-то домой и не обнаружив там вещей хозяев, вы вполне резонно подумаете, не ошиблись ли, часом, дверью?..

А представьте себе родителя, попадающего в эту «образовательную среду» и видящего только пустые коридоры. Будет ли он воспринимать это как место, куда стоит вкладывать свою энергию?

Школьный вестибюль должен приглашать к дальнейшему знакомству, располагать к доверительному общению и показывать, в каком направлении движется это образовательное сообщество. Соответственно, уместны приветливые обращения, выражения признательности, разъяснительные тексты о целях, задачах, приоритетах образовательного учреждения. Родитель должен чувствовать, что с ним говорят.
Таким образом, интерьер школьного вестибюля выполняет как минимум три функции: информационную, образовательную, психотерапевтическую.

Если коллективу школы удается правильно «встретить» приходящего родителя, можно с уверенностью сказать, что часть напряжения, возникающего при контакте этих двух сторон, снимется.

Цветы и детские поделки — обязательно!

Однако, как говорится, ум хорошо, а два — лучше. И когда на наш сайт (www.inter-pedagogika.ru) обратилась молодая учительница с просьбой подкинуть идеи для оформления школьного вестибюля, желающих помочь ей оказалось предостаточно. Привести полный текст всех советов не представляется возможным, но некоторые высказывания достойны публикации.

Итак, вот первое пожелание.

«Как я себе представляю идеальный вестибюль школы? Чистота. Приветливость персонала, который встречает родителей. Море информации (стенд). Удобные места для отдыха (ожидания). Свежая литература по образованию (газеты, журналы). Цветы — обязательно. Детские поделки (рисунки) — обязательно! Доска почета (в одной школе сделали «Звездную доску» — отличная идея!). Телефон (в почти свободном доступе). Бумага и ручка.

Что должно быть на информационном стенде? Расписание. Информация о школе и учителях. Информация о школьных проектах, акциях, праздниках. Информация об успеваемости (достижениях) детей (общая, а не выпячивание отличников). Новости образования (постановления, события). Новости города (PR для привлечения родителей к стенду). Благодарности — детям, учителям и родителям, социальным партнерам и спонсорам. Памятки родителям по разным вопросам (список нужных вещей; список учебников; адреса центров дополнительного образования микрорайона и т.д.). Ящик для предложений! Образовательные программы, реализуемые школой. Фамилии, имена, отчества классных руководителей, администраторов и учителей-предметников. Часы приема администрации. Часы работы столовой и медпункта и т.д.».

А вот еще совет, на этот раз пришедший из-за океана, из США: «В вестибюле должно быть обязательно достаточное количество «сидячих мест» и какая-нибудь растительность (чтобы глаз на ней отдыхал). Остальное — в зависимости от финансовых возможностей школы.

В нашей школе имеется довольно большой журнальный столик, и на нем разложены несколько последних выпусков печатных материалов о школе (например, последний выпуск школьного newsletter, новости PTA (родительско-учительской организации), листовки-объявления о творческих конкурсах, о фандрайзингах).

В старшей школе, кроме этого, есть стенд с маленькими брошюрками, типа «подростки и наркотики» и т.п. А в младшей-средней школах часто лежит фотоальбом с предыдущего учебного года, так называемая Year Book. Любой желающий может все это посмотреть.
Кроме того, несколько идей по поводу демонстрации достижений школьных учителей и самих учеников. В той школе, где сейчас учатся мои младшие, все достижения вывешены при самом входе, то есть еще до того помещения, где ожидают родители. Там висят медные таблички, на одной рассказывается, в честь кого названа школа и чем этот человек знаменит, на других перечисляются наиболее важные достижения школы (присуждения разных наград), сразу за этим начинаются «витрины» со спортивными кубками за все годы существования школы, списки отличников висят весь семестр.

Еще в нашей школе, как и в большинстве других, есть такое электронное табло, которое стоит так, чтобы его было видно с дороги проезжающим машинам. Так вот, когда кто-то из учителей получает какую-то награду или премию, об этом обязательно расскажет бегущая строка. Так же, как когда команда по кроссу занимает призовое место!»

Третий совет (на этот раз отечественный): «В холле школы можно сделать видеозал для демонстрации родителям художественных и научно-популярных фильмов по проблемам воспитания и обучения, тех фильмов, которые помогут им понять своих детей (предположим, что родители, встречающие своих детей после уроков, могут увидеть фрагменты кинофильмов в своеобразном «зале ожидания»). В этом же «зале ожидания» можно разместить музей рационального воспитания. В его экспозицию мы рекомендуем включить не портреты великих педагогов, а стенды, например «Из года в год» — с описанием интересных семейных традиций, «Полезные родительские советы», «Если ребенок…» — также основанные на советах педагогов и психологов, выполненных в виде кратких предложений по структуре «если... то…».

Удобно должно быть всем — и детям и взрослым

Отдельная тема — это оформление остальных помещений школы. Например, в условиях ограниченности финансовых ресурсов, руководителю предстоит определить своеобразный рейтинг значимости для себя и для посетителей школьных помещений.

На этот счет существует несколько точек зрения. Одни считают, что кабинет директора — это «лицо» школы. Другие — что директор должен позаботиться о себе в последнюю очередь.

Вот одно мнение: «Про кабинет директора — не согласна! Ведь это, пожалуй, второе место по количеству посторонних посетителей. (Третье — актовый зал, там из посторонних чаще всего бывают ветераны.) Все высокопоставленные гости принимаются именно в кабинете директора (послы, консулы, иностранцы, муниципалы, депутаты), и это должно быть удобно хотя бы для того, чтобы чувствовать себя уверенно. Другое дело, что он не должен резко контрастировать с остальными помещениями. (Эти же самые гости потом часто и по школе проходят...) Благоустройство классов и коридоров — вещь, отработанная годами, там все стандартизировано, не сильно разгуляешься, да и не нужно. Капитальный ремонт туалетов без вложений извне не проведешь (разве что один в учебный год — только туалетами заниматься не получится, особенно если здание не новое). А вестибюль — в каком-то смысле лицо школы».

А вот другое, прямо противоположное суждение: «Честно говоря, посторонние посетители меня волнуют (и, по моему мнению, должны волновать школу) гораздо-гораздо меньше, чем «свои». К «своим» я отношу детей, родителей, учителей. Если в кабинете директора красота и марафет, а в классе штукатурка падает, то плевать мне и на иностранцев и на муниципалов — ремонтируйте и обустраивайте классы. А вот если и классы, как конфетки, и коридоры-столовые-туалеты тоже, то, так уж и быть, привозите еще ковры и мебель в кабинет директора. Я думаю, что начинать благоустройство надо с классов, коридоров, столовой и туалетов, то есть мест, где чаще и дольше бывают наши дети.

А традиции, отработанные годами, вполне можно и сломать. И сделать все по-другому. Да, есть некие обязательные правила (отсутствие штор в коридорах, краска, а не обои и т.д.), но даже в их рамках можно много чего придумать. Те же выставки рисунков, игрушек, поделок, костюмов или картины на стенах, или кубки-медали-грамоты...».

Кто из них прав? Вообще-то, мне сложно себе представить, чтобы, к примеру, Януш Корчак или Сухомлинский обеспечивали бы себе более комфортные условия, чем их ученики. А ведь вся педагогика — именно здесь!

Наверное, ни один уважающий себя педагог не сможет есть сам не накормив находящегося рядом ребенка. Почему же при школьном благоустройстве иногда приоритет отдается взрослым? Разве это справедливо?

Однако есть отличный выход в тех ситуациях, когда невозможно безболезненно поделить «финансовый пирог». Идея стара как мир: сесть за круглый стол и всем вместе договориться. Попробуйте, вам понравится! И — никаких обид.
Категорія: Педагогічна кухня | Переглядів: 1483 | Додав: Управління_освіти
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Ми в соцмережах
       






Інформаційний партнер
Науково-педагогічна бібліотека Миколаєва

Сайти навчальних закладів

Корисні посилання






























































Управління освіти Миколаївської міської ради © 2016