Пошук


Меню сайту

Форма входу
Реєстрація
  




Радимо переглянути















   
Інші події

Конкурси для учнів

Конкурси для вчителів











Онлайн всього: 3
Гостей: 3
Користувачів: 0


Головна » 2010 » Червень » 2 » Что плохо, что совсем плохо, а что и того хуже?
20:25
Что плохо, что совсем плохо, а что и того хуже?
Самигуллин Габдулхай Халилович, кандидат биологических наук,
доцент, ректор Института непрерывного педагогического образования,
Багавиев Ильгизар Имамович, заместитель главного редактора журнала «Наука и школа»

Будем откровенны: современная педагогическая практика далеко не идеальна. Изъянов и в обучении, и в воспитании хватает даже в самых благополучных учебных заведениях. Но как мы реагируем на них? К сожалению, довольно часто предпочитаем закрывать глаза. К примеру, посетив урок, который по многим причинам не заслуживает доброго слова, мы вместо требовательного разбора ошибок и упущений ограничиваемся лаконичной благожелательной оценкой: мол, все нормально. Чем вызвано такое отношение?

Иногда оно объясняется правилами педагогической этики: не следует ставить коллегу в неловкое положение. Порой просто действует трезвый расчет: сегодня я дам волю своим чувствам, а завтра разнесут в пух и прах самого меня. Сказывается и влияние существующей системы аттестации: нынешний член экспертной группы через год, возможно, окажется в числе аттестующихся, и тогда ему припомнят все. К тому же критика учебного процесса и работы педагога требует более серьезной научно-методической подготовки, поэтому игнорирование недостатков может быть проявлением слабой подготовки самого проверяющего. Впрочем, вне зависимости от того, под воздействием каких факторов мы не замечаем ошибки и недостатки, это явление остается почти массовым и не способствует совершенствованию образовательной практики.

До настоящего времени недостатки учебно-воспитательного процесса не стали предметом пристального внимания школьных администраторов, педагогов-практиков и ученых. Не проводятся специальные исследования, не изучаются их причины, а неизвестность причин делает неэффективным работу по их преодолению. Нет также классификации недостатков и ошибок с точки зрения степени и характера их воздействия на эффективность учебно-воспитательного процесса. Все это делает актуальной задачу специального изучения причин и способов преодоления недостатков, изучения их иерархии по степени наносимого вреда. Естественно, при этом важно помнить, что любой недостаток в конечном счете оказывает негативное воздействие на эффективность учебно-воспитательного процесса и отражается в системе знаний, умений и навыков учащихся. Поэтому есть необходимость комплексного обследования недостатков с участием всех субъектов образовательного процесса.

Самый поверхностный взгляд на типичные недостатки педагогического процесса обнаруживает, что они отличаются не только источниками возникновения, но и способами преодоления. Одни из них легко исправить, другие для конкретного учителя непреодолимы (например, неспособность поддерживать дисциплину на уроке). Остановимся на наиболее типичных изъянах учебно-воспитательного процесса.

Первопричина - недостатки обучения в вузе

Слабое владение содержанием науки, лежащей в основе учебного предмета. Это один из самых серьезных недостатков в деятельности педагога. Первопричина - недостаточная подготовка в вузе. Как правило, об этом не принято говорить, но встречается повсюду, во всех образовательных учреждениях. Возможно, незаметен родителям, тем более учащимся, и может остаться вне внимания руководителя, не являющегося специалистом в этой области, и коллег, преподающих другие предметы. Другие источники возникновения - преподавание предмета без соответствующего образования, скажем, историк ведет географию; отсутствие в руководстве образовательного учреждения специалиста соответствующей специальности (например, все руководители преподают гуманитарные предметы и им, естественно, сложно судить о качестве преподавания физики или математики). Преодоление трудоемко, требует значительных усилий: это или самостоятельное углубление знаний и ликвидация пробелов в вузовском образовании, или получение второго высшего образования. Может быть основанием для признания учителя профнепригодным.

Серьезный вред приносят поверхностные знания по педагогике и психологии. Этот недостаток явно не проявляется в учебном процессе, потому часто остается вне поля зрения и проверяющих, и посещающих уроки, однако опосредованно влияет на качество всей деятельности педагога. Преодолим либо самостоятельным углублением своих знаний, или обучением на курсах повышения квалификации. Редко становится предметом обсуждения проверяющих или изучающих опыт, поэтому в массовой практике даже при аттестации подчас не выступает критерием оценки работы педагога.

Неглубокое знание методики преподавания учебного предмета. Этот недостаток присущ как молодым педагогам, так и учителям со стажем. Следствие изъянов вузовской подготовки. Проявляется в неправильном использовании методических приемов, пренебрежении важнейшими из них, играющими приоритетную роль в достижении целей обучения предмету. Встречается и абсолютная неосведомленность в методических средствах обучения. Преодолим путем самообразования или обучения на курсах повышения квалификации, изучения (наблюдения) опыта коллег. При своевременном выявлении и стремлении самого педагога его можно преодолеть. К сожалению, в педагогической практике редко встречается открытое обсуждение этого аспекта педагогической деятельности, чаще всего говорят не о незнании, а «неудачном использовании», о «слабой подготовке учащихся, помешавшей методически грамотно провести урок» и т.п.

«Детские болезни» учителя

Неумение применять в обучении психолого-педагогические и научно-методические знания. Источник - опять же недостатки педагогической практики в вузах, оторванность вузовских учебных курсов (педагогики, психологии и методики преподавания) от актуальной образовательной практики. Однако основной источник: знания по методике преподавания, психологии и педагогике реализуются только в реальном учебном процессе, в процессе преподавания. Так, например, принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся студент педагогического вуза воспринимает как постулат, который необходимо усвоить, а не как руководство к действию. Анализируемый недостаток, таким образом, проявляется закономерно (и присущ для всех) в период освоения прикладных педагогических знаний. По сути дела, это - «детская» болезнь учителя, которая преодолевается под влиянием (может быть, и под давлением) реального учебного процесса, необходимости и желания добиться усвоения учащимися, например, содержания новой темы.

Неосведомленность в актуальных проблемах образовательной практики и политики. Редко встречается в чистом виде: любой педагог (и начинающий, и опытный) прекрасно понимает актуальные проблемы образовательной практики. Может предложить массу способов их решения (иногда фантастичных). Чаще всего этот недостаток повсеместно проявляется в отказе от попыток их решения, подмене реальных шагов по их решению теоретическими рассуждениями. С образовательной политикой учительство знакомо, но практические действия чаще подменяются или псевдоинноватикой, или сменой вывесок (например, в период увлечения проблемами социализации личности термин «воспитание школьника» срочно был заменен «социализацией учащихся», а планы воспитательной работы, в свою очередь, стали планами социализации). Существующий порядок аттестации педагогов, система контроля, методическая работа устроены так, что редкий педагог не способен рассуждать о политике в области образования, но поразительная способность педагогов формально подлаживаться под веяния времени иногда сводит на нет все благое, содержащееся в образовательной политике. Этот недостаток далеко не безвреден, он способен нейтрализовать все действия по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

Неосведомленность в инновационных технологиях и псевдоинноватика. Каждый педагог что-то знает о новых идеях, методических приемах, технологиях. Есть и применяющие их. Недостаток проявляется в виде неспособности внедрять инновации в учебный процесс. Источники: слабое знакомство с методикой освоения и внедрения новых технологий, изучения, обобщения и распространения позитивного и инновационного опыта. Анализ опыта работы аттестационных комиссий выявляет и педагогов, которые не знают, да и не хотят знать инновации. Массовый характер имеет увлечение псевдоинноватикой. Это или реализация в учебном процессе формальных признаков инноватики, или переименование традиционных средств педагогического воздействия на учащихся, или описание несуществующего в природе опыта. Контролирующие органы и аттестационные комиссии хотя и уделяют пристальное внимание поиску новаций в опыте педагогов, не всегда могут (или не хотят) отличать новые технологии от псевдоинноватики.

Как мы говорим?

Недостатки речи учителя. Здесь речь идет не о таких недостатках речи, которые не позволяют работать учителем. В школах можно встретить и литератора с бесцветной монотонной речью, и историка, рассказывающего о важнейших исторических событиях скороговоркой. Профессия учителя основана на общении с другими людьми, поэтому владение нормами литературного языка обязательно и для физика, и для химика. Качество речи учителя (как, впрочем, и любого человека) зависит от его характера, психического здоровья, темперамента. Возможны случаи, когда учителя очень сложно научить красиво и грамотно вести рассказ, беседу, дискуссию. Но в подавляющем большинстве случаев специальными тренировками (и, естественно, собственными усилиями) можно исправить любое косноязычие. Отметим, что совершенствование речи, так же как овладение методикой преподавания, вполне осуществимо в реальной педагогической практике.

Слабое владение лексикой, грамматикой, фразеологией и т.д. языка обучения. Об этом недостатке, видимо, нужно говорить потому, что в учреждениях образования с русским языком обучения можно встретить педагогов, путающих падежи, довольно свободно переставляющих ударение, употребляющих понятия и термины, содержания которых они не понимают (или путают). Этот недостаток очень серьезно влияет на результативность обучения, ибо неграмотный рассказ, естественно, не обеспечивает глубокого усвоения знаний учащимися. Преодоление этого недостатка - очень болезненный процесс. Редко встретишь проверяющего или посещающего урок, осмелившегося говорить об «акании» или «окании» учителя русского языка. Следует обратить внимание и на адекватную эмоциональную окраску речи учителя. Думается, нет необходимости доказывать, что о любви нельзя говорить загробным голосом, а о массовых убийствах или казни щебетать на манер слезливых стихов. К сожалению, ни проверяющие, ни аттестационные комиссии не упоминают о необходимости выбирать интонации, соответствующие содержанию учебного материала.

Слабое владение научным стилем речи. Проще говоря, учитель физики должен уметь научным языком излагать содержание своего предмета. Естественно то, что педагог должен придерживаться и норм литературного языка. На практике считается вполне нормальным явлением, когда биолог, излагая содержание понятий и категорий, по своему усмотрению изменяет нормы литературного русского языка. Это абсолютно недопустимо: в функции предметника входит обучение учащихся говорить на языке науки. Отметим, что овладение научным стилем речи - вполне реальная задача. Наблюдения показывают, что учащиеся, плохо усваивая материал, демонстрируя неумение говорить на языке науки, невольно вынуждают учителя следить за своей речью. Есть множество примеров, когда с годами из молодого учителя вырастает педагог, способный выражаться научно на «языке учащихся» (Д. Брунер).

Неумение выступать, вести диалог на языке педагогики, психологии и частных дидактик. Выражается в форме неправильного применения категорий, неспособности выражать свои мысли, оценки, точку зрения на языке науки. Часто встречается неумение описать свой опыт (и опыт коллег) языком методической науки. При желании педагог в процессе самообразования может развить такую способность. Позитивно отражается на освоении терминологии этих наук написание текстов выступлений на научно-методических конференциях, семинарах, а также докладов по научно-методической проблематике под руководством ученых-педагогов. Немаловажную роль играет и восприятие грамотной речи (в выступлениях, беседах, дискуссиях) на предметном содержании педагогики и психологии.

Неумение писать научные тексты - настолько распространенное явление, что редко где об этом упоминается. Даже ученые-педагоги перестали обращать внимание на эту проблему. Умеющих создавать собственные научные тексты - единицы, большинство занимается компиляцией, то есть более или менее удачным соединением фрагментов текстов, заимствованных (строго говоря, украденных) из работ других авторов. Массовым стало использование без интерпретации чужих мыслей и точек зрения. Искать источник этого недостатка только в самом учителе было бы неверным. Дело в том, что никто не учит педагога писать научные статьи, создавать тексты докладов, речей. Курсовые работы, практикуемые в вузах, представляют собой такую же компиляцию, что и доклады педагогов, с которыми они выступают на конференциях и семинарах. Слабое развитие навыков письменной речи является источником неграмотно составленных научных и тематических планов, планов учебно-воспитательной работы учреждения образования и т.д. Наблюдается также неумение составлять деловые бумаги. Причина этого кроется и в неэффективности обучения в школе (обучение составлению деловых бумаг не входит в учебные программы общеобразовательной школы). Опыт работы в научно-методическом журнале показывает, что руководители школ, методисты, работники управлений образования мало чем отличаются от рядовых учителей: и те, и другие пишут одинаково плохо.

О культуре общения и педагогической этике

Недостаток культуры общения. Профессия педагогических работников основана на общении с другими людьми. Поэтому и для учителя, и для руководителя учреждения образования важнейшее значение имеет культура общения. Принято выделять различные стили общения - авторитарный, демократический и т.д. В данном случае мы говорим не столько о стилях общения, сколько об умении прислушиваться к чужому мнению, отстаивать свою точку зрения, не унижая достоинства собеседника. В учреждениях образования много педагогов, не признающих права ребенка на собственное мнение, повсюду встречаются учителя, грубо пресекающие любую попытку детей высказаться. Культура общения формируется еще в семье, поэтому «перевоспитание» таких педагогов - очень сложное, а порой и бессмысленное дело.

Нарушение правил педагогической этики. У каждой профессии есть некие корпоративные правила поведения, которые неукоснительно соблюдаются (например, у медицинских работников). Педагогическая деятельность также предполагает соблюдение ряда правил: нельзя обсуждать урок коллеги с учащимися, запрещается рассказывать родителям даже «о проделках» директора, недопустимо втягивание в конфликтные ситуации между педагогами учащихся и т. п. и т. д. Следует отметить, что практика образовательной деятельности изобилует нарушениями таких правил. Масса случаев совместных выступлений учителей и учащихся против директора, бывает, что учителя вербуют своих воспитанников против «враждебной» группы педагогов. В такое изнуряющее всех конфликтное поле втягиваются даже практические психологи. Не редкость, когда учитель на уроке язвительно отзывается о коллеге, а директор может отчитать учителя перед учащимися. Нет необходимости приводить серьезные аргументы в пользу утверждения: нарушения норм педагогической этики наносят серьезный вред учебно-воспитательному процессу, практически сводя на нет все благие намерения по воспитанию у учащихся общечеловеческих нравственных ценностей.

Невоспитанность учителя не менее серьезный недостаток. Грубое обращение с учащимися и коллегами, бесконечные скандалы, сутяжничество, сплетни, унижение достоинства родителей и детей и т.п. - это далеко не полный перечень проявлений подобного поведения педагогов. Оскорбления детей (к слову, они могут быть основанием для уголовного преследования) встречаются повсюду. Исследования социологов и практических психологов показали, что учителя оскорбляют учащихся примерно 150 терминами. Самые мягкие из них: дурак, придурок, тупой, свинья, ишак.

Недостатки организации управления учебно-воспитательным процессом. Известно, что педагог планирует, организует, диагностирует. О недостатках в управлении учебным процессом можно говорить по каждому из названных аспектов. Здесь речь пойдет об элементарной неспособности педагога обеспечить дисциплину на уроке. Часть учителей демонстрирует и собственную неорганизованность: опаздывают на урок, не успевают объяснить учебный материал и продолжают урок в перемену; ставят по 15 двоек в одном классе и т.п. Такие недостатки можно изжить усилиями руководства школы. Допустимы все меры воздействия - от замечания до выговора. В то же время педагог сам должен заботиться о развитии организаторских способностей. Отметим, что лишь постоянный дефицит педагогических кадров позволяет работать в школе учителю, на уроках которого шум и гам.

Недостатки, не позволяющие заниматься педагогической деятельностью. Педагог, как и любой работник, трудится в соответствии с нормами трудового законодательства. В действующем законодательстве есть нормы, определяющие основание для увольнения педагога: это - деяния, несовместимые с педагогической деятельностью.

***
В заключение отметим, что специальное рассмотрение недостатков учебно-воспитательного процесса и деятельности педагога вовсе не означает, что нет ничего позитивного в актуальной педагогической практике. Столь пристальное внимание к изъянам вызвано тем, что при анализе педагогической деятельности о них или вовсе не говорят, или небрежно упоминают, а это наносит больший вред образовательной практике. На наш взгляд, анализирующий урок или проверяющий работу учителя должен знать: что плохо, что совсем плохо, а что и того хуже. И не прятаться в кусты, не закрывать глаза.
:Журнал "Директор школы", 2010

Категорія: Педагогічна кухня | Переглядів: 1007 | Додав: Управління_освіти
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Ми в соцмережах
       






Інформаційний партнер
Науково-педагогічна бібліотека Миколаєва

Сайти навчальних закладів

Корисні посилання






























































Управління освіти Миколаївської міської ради © 2016