Пошук


Меню сайту

Форма входу
Реєстрація
  




Радимо переглянути















   
Інші події

Конкурси для учнів

Конкурси для вчителів











Онлайн всього: 7
Гостей: 7
Користувачів: 0


Головна » 2011 » Червень » 23 » Директор, заместитель, советники
11:51
Директор, заместитель, советники
Ив Крелье

В статье пойдет речь об административной команде, как руководителю правильно организовать работы своих подчиненных. Ведь как бы ни высоки были профессиональные качества директора, ему не обойтись без поддержки и помощи. Тот, кто недооценивает потенциал коллектива, несомненно, рискует потерпеть неудачу. Но что представляет из себя административная команда?


Безусловно, личные качества и стиль руководителя влияют на климат учебного заведения, на способы и даже результаты деятельности. Многое при этом зависит от того, как сложатся его отношения с коллективом сотрудников и с ближайшими помощниками из административной команды. Как бы ни высоки были профессиональные качества директора, ему не обойтись без поддержки и помощи. Тот, кто недооценивает потенциал коллектива, несомненно, рискует потерпеть неудачу. Но что представляет из себя административная команда?
К числу администраторов в средних учебных заведениях Франции, помимо директора и управляющего делами, относят заместителя директора и советников по воспитанию. Если компетенция двух первых четко определена в официальных документах, то функции других пока еще довольно расплывчаты. На практике все же существует какое-то более или менее определенное распределение обязанностей. Как правило, директор занимается внешними связями, а на долю заместителя остаются дела внутришкольные, такие, как расписание уроков, поведение учащихся. Заместитель исполняет обязанности шефа в случае его отсутствия, принимая оперативные решения, однако думая при этом о философии шефа и подавляя иногда свое собственное «Я».
По своему образованию советники по воспитанию являются педагогами. Они состоят в тех же профсоюзах, что и преподаватели, подчиняются тем же структурам в министерстве, их проверяют те же школьные инспектора. Но в случае необходимости они выполняют обязанности заместителя директора. Среди них довольно много кандидатов на руководящие должности. Их особенность в том, что они по характеру своей деятельности ближе всего к учащимся.
Лицей Распай
Лицей Распай находится в одном из департаментов в центре Франции. Долгое время он являлся женским учебным заведением и, естественно, преподавательский состав был представлен в основном представительницами слабого пола. Здесь не было проблем с дисциплиной и успеваемостью. Традиции были настолько сильными, рабочая атмосфера столь отлаженной и проверенной, что, казалось, ничто не нарушит этого благополучия.
Но все изменилось, когда сюда пришел новый директор, первый, к великому огорчению старой экономки лицея, мужчина на этом посту. Начал же он, как и подобает представителю сильной половины, с весьма крутых действий: сразу же сообщил о сокращении шести мест. Педагоги ответили забастовкой. Это было не только выражением недовольства, но и сигналом к непризнанию нового директора. С единодушным мнением коллектива пришлось согласиться. Директор отступил, и конфликт со временем угас.
Но одержав однажды победу, показав свои бойцовские качества, педагоги как-то сникли, смирившись с действиями директора. Ну а как ведет себя административная команда?
Советники по воспитанию действуют как общие смотрители. Они лишь отмечают отсутствие учеников и заполняют на классных собраниях необходимую информацию. Заместитель директора следит за состоянием классных кабинетов, регулирует выход преподавателей на работу. Он же составляет расписание, председательствует на большинстве классных советов и в конце учебного года собирает информацию с пожеланиями. Пожалуй, это единственный представитель администрации, с которым постоянно общаются педагоги. Дверь в его кабинет всегда открыта. Впрочем, доступен для общения и директор, но и заместитель, и советники, да и педагоги упорно избегают встреч с ним, ибо «патрон» (так именуют его в лицее) чересчур разговорчив. В такой атмосфере руководитель оказывает слишком малое влияние на жизнь коллектива. Он замыкается в себе, черствеет, а заместитель все чаще подумывает о том, чтобы сменить работу.
Колледж Фонтенель Колледж Фонтенель расположен в одном из парижских пригородов. Некогда общеобразовательное учебное заведение сегодня преобразовано в специализированное, где обучаются 800 учеников. Педагогический коллектив делится на две большие группы. Одну составляют педагоги со стажем, живущие здесь же, при коллеже, и хорошо помнящие прежние времена. Другая группа - молодые преподаватели. Живут они в городе, и их память не отягощена воспоминаниями о былом.
Директор имеет репутацию авторитетного и жесткого человека. Например, он требует, чтобы у учеников были нормальные ранцы, а не рюкзаки, в которых портятся учебники. Каждое утро он вместе с заместителем и советником по воспитанию встречает детей во дворе. С помощью советника по воспитанию директор решает многие вопросы дисциплины. Ему он доверяет, и поэтому советник часто заменяет директора на классных советах.
Администрация находится в том же блоке, где расположены квартиры преподавателей. Один раз в неделю директор собирает в своем кабинете всю административную команду: заместителя, советника, управляющего. Директор располагает также другими источниками информации среди преподавателей, поэтому всегда в курсе всех дел. Политика учебного заведения совпадает с политикой руководителя. Ее разделяют администраторы и поддерживают родители. Нет конфликтов и между двумя группами педагогов. Молодые одобряют новшества, направленные на совершенствование образовательного процесса. Ветераны ценят дисциплину и готовность администрации помочь преподавателям. Так что коллектив действует дружно и сплоченно.
Лицей из Берт-Моризо
Школьный квартал Берт-Моризо (а это целых три здания и три учебных заведения) населяют полторы тысячи учеников и множество педагогов. Еще 300 человек учатся в профессиональном лицее. О нем и пойдет речь.
В один и тот же год это учебное заведение покинули директор, проработавший здесь девять лет, заместитель, его стаж почти девятнадцать лет, и два главных советника по воспитанию. Коллектив преподавателей, так долго опекаемый, осиротел. Освободившиеся посты заняли дебютанты.
Первый год прошел относительно хорошо, так как все было подготовлено ушедшими администраторами. Но следующий год оказался для новой команды трудным. Противоречия возрастали. Преподаватели, прожившие год в ожидании, начали проявлять беспокойство. Директор еженедельно собирает своих помощников, но это не помогает. Те, кто работал с прежней администрацией, не скрывают, что раньше было гораздо лучше. Новички не пользуются авторитетом у педагогов. Так что команда администрации существует лишь формально. Ее раздирают внутренние противоречия, а неполярность в коллективе сводит на нет все попытки что-либо предпринять.
* * *
Мы рассказали лишь о трех случаях. В лицее Распай, как видим, административной команды не существует. В квартале Берт-Моризо она существует, но ей не хватает авторитета и сплоченности на практике. И лишь в коллеже Фонтенель такая команда действует целеустремленно и эффективно. Все это свидетельство того, что управление может быть обеспечено только при взаимном доверии между сотрудниками. По мнению Рэймонда Будона, «та система не функционирует, которая не функционирует на доверии». Для этого нужно, чтобы любой сотрудник понимал общую стратегию учебного заведения и специфику функций каждого руководителя.
Директор школы. 1999.  № 5

Категорія: З усього світу по нитці | Переглядів: 737 | Додав: Управління_освіти
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Ми в соцмережах
       






Інформаційний партнер
Науково-педагогічна бібліотека Миколаєва

Сайти навчальних закладів

Корисні посилання






























































Управління освіти Миколаївської міської ради © 2016