Пошук


Меню сайту

Форма входу
Реєстрація
  




Радимо переглянути















   
Інші події

Конкурси для учнів

Конкурси для вчителів











Онлайн всього: 12
Гостей: 12
Користувачів: 0


Головна » 2010 » Грудень » 24 » Идеи продуктивного обучения: несколько советов тем, кто решился внедрять их в практику
14:14
Идеи продуктивного обучения: несколько советов тем, кто решился внедрять их в практику
Дворцова Наталия Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент Института дополнительного профессионального образования Саратовского государственного университета,
Чанилова Наталия Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой педагогики Саратовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования

Понятие «продуктивное обучение» в современном образовании понимают двояко. Большинство педагогов используют это словосочетание для обозначения эффективности работы школы. Но множится и число специалистов, трактующих его как процесс образования ребенка через практическую деятельность, через получение им конкретного продукта своего труда в ходе самостоятельно активной деятельности. Главная особенность подобного обучения — создание учениками (и учителем) личностной образовательной продукции: интеллектуальных открытий, изобретений и конструкций, задач, гипотез, правил, исследований, поделок, сочинений, программ обучения, проектов и т.п. Хотим дать заинтересованным читателям несколько советов о том, как приступать к внедрению в практику работы школы идей продуктивного обучения.

Начинать следует с диагностики

Поскольку идеи продуктивного обучения базируются на педагогике сотрудничества, мы рекомендуем начать работу с диагностики отношений между педагогами, учащимися и родителями, ценностных ориентаций и ожиданий, степени их удовлетворенности образовательным процессом.

Для этого можно использовать разнообразные диагностические методы: наблюдение, интервьюирование, анкетирование, ранжирование, неоконченное предложение, создание ситуаций свободного выбора. Анализ полученных результатов поможет соотнести потребность во внедрении идей продуктивного обучения и степень реальной готовности школы. Можно прогнозировать, что школы с авторитарной системой управления не примут принципы такого обучения прежде всего потому, что последние ориентированы на свободные, демократические, гуманистические основы образования.

Если же ключевые позиции продуктивного обучения и школы совпадают, а коллектив выражает готовность включить в свою работу его формы и методы, то начало всему может положить встреча педагогов и учащихся старших классов, например «Ринг выпускников», проводимый в форме вопросов и ответов. Отрытый диалог поможет определить круг проблем, связанных с изменениями в системе работы школы. Причем мы настоятельно рекомендуем обратиться вначале именно к старшеклассникам, поскольку их опыт школьной жизни может способствовать более мягкому протеканию адаптационного периода новой идеи. Кроме того, опыт продуктивных школ доказал: невозможно искать пути внедрения ключевых идей в практику работы школы без коллективного осмысления их роли и места в образовательном процессе.

Итак, внедрение идей продуктивного обучения происходит по нескольким направлениям: работа с педагогическим коллективом; с учениками; с родителями; с ближайшим социальным окружением. Остановимся на первом, так как, по нашему мнению, именно педагогический коллектив способен существенно повлиять на становление и развитие всей системы такого обучения.

Существуют различные формы работы с педагогическим коллективом: педагогический совет, деловая игра, организационно-деятельностная игра, организационно-обучающая игра, круглый стол, дискуссия, педагогическая мастерская, аукцион педагогических идей, педагогические чтения, творческая лаборатория и др.

Первый шаг — педсовет в форме деловой игры

Педагогический совет — первый шаг к выработке единой стратегии коллектива единомышленников. Его можно провести в форме деловой игры по теме: «Продуктивная педагогика: прошлое и настоящее».

В установочном сообщении завуч характеризует современную ситуацию в сфере образования и отвечает на вопросы: в чем актуальность темы педагогического совета? Какова цель педагогического совета для участников? Почему выбрана игровая форма педагогического совета? Какова структура игры? Каким предполагается режим работы?

Цель педагогического совета — через «проживание» участников в активных процессах творческой поисковой деятельности способствовать: систематизации знаний о ключевых понятиях, признаках, характеризующих продуктивную педагогику; получению согласованных представлений о подходах к организации продуктивного образовательного процесса.

Игровая форма педагогического совета поможет снять стереотип «закрытости» личности учителя, разрушит психологический барьер неготовности анализировать свой опыт, строить новые варианты использования идей продуктивной педагогики в образовательном процессе. Неформальное общение в ходе игры выявит круг личностно значимых интересов и проблем педагогов.

Игра диктует свои правила получения результатов. Во-первых, каждый участник игры, попав в группу с определенной позицией — «ученики», «родители», «педагоги», «эксперты» — должен держаться в рамках этой позиции, отстаивая предложенную точку зрения. Во-вторых, группа работает коллективно и берет на себя ответственность за полученный результат. В-третьих, важно не выходить из содержательных и временных рамок обсуждаемого вопроса.

Структура игры: педагогический коллектив делится на четыре группы — «ученики», «педагоги», «родители», «эксперты»; каждая группа со своей позиции в течение 40 минут обсуждает вопросы: На каких ценностях строится продуктивная педагогика?, Какие ценности проповедуются в нашем общеобразовательном учреждении? В чем может выражаться продуктивность в образовательном процессе, каковы ее границы, кто их устанавливает?

Участники группы схематично оформляют на плакате результаты работы и свои предложения в проект решения, выдвигают и готовят к выступлению на пленарной дискуссии одного (двух) докладчиков. На пленарной дискуссии «эксперты» задают уточняющие вопросы и обобщают идеи и предложения, поступившие от группы. В заключительном сообщении завуч подводит итоги обсуждения и оглашает планы внедрения результатов педагогического совета в практику работы школы.

Педагогический совет станет важным шагом работы, если в результате определится группа единомышленников.

Семинары, круглые столы, педагогические мастерские

Другими способами, помогающими педагогам сориентироваться в современных подходах к моделированию продуктивной образовательной системы, может стать тематический семинар «Теория и практика моделирования продуктивной образовательной системы». В ходе лекций, практических занятий, консультаций педагоги пройдут весь путь моделирования от постановки цели и определения своей миссии до результата.

Ценностные ориентации педагогов могут быть выявлены или скорректированы при использовании администрацией круглого стола по теме «Сравнительные особенности педагогики необходимости и продуктивной педагогики: личное и профессиональное самоопределение».

Для эффективной работы за круглым столом организаторы могут подготовить набор карточек с высказываниями педагогов, за которыми стоит определенная профессиональная позиция, педагогическое кредо. Например: «Главная задача школы — дать прочные знания, а всему остальному детей научит жизнь», «Дай детям свободу, и они тебе сядут на шею», «Свобода должна быть на поводке и в наморднике», «Если ребенок сам будет решать, чему и как учиться, то его обучение пройдет впустую», «Ничему не научит образовательная программа, если она принадлежит только педагогу, если она не стала общей с детьми», «Не сравнивай одного с другим. Все хороши по-своему. Сравни его, сегодняшнего, с ним вчерашним», «Всегда уверенно отвечай на вопросы детей. Они должны быть уверены — ты знаешь все», «Ты — образец. Твое исполнение — образец, твои действия, знания, твое общение — образец».

Все участники круглого стола по очереди вытягивают карточку, зачитывают ее и высказываются о том, насколько предложенная позиция совпадает с их личной. Ведущий предлагает им проиллюстрировать свои высказывания фактами из практики и сделать вывод о том, для какой педагогики — продуктивной или авторитарной — характерна данная точка зрения.

С помощью опытного психолога можно организовать тренинг личностных качеств современного педагога. Различные упражнения помогут учителям преодолеть барьеры, мешающие эффективно взаимодействовать с детьми в ходе продуктивного образовательного процесса. Тренинг выполнит свое предназначение, если педагог почувствует уверенность и сможет создать собственную образовательную модель, основанную на идеях продуктивности.

При подготовке педагогических чтений на первый план выходит вопрос о выборе соответствующей литературы. Перед участниками обрисовывается круг проблемных вопросов, которые предлагается обсудить с позиции автора и практической точки зрения, основанной на собственном опыте профессиональной деятельности. Педагогические чтения можно провести по одной книге или серии журнальных статей. На обсуждение могут быть вынесены следующие вопросы: Каковы возможности продуктивных школ? Являются ли продуктивные школы альтернативой современной образовательной системе? Какие принципы построения продуктивных школ вы перенесли бы в свое образовательное учреждение? Можно ли сделать так, чтобы каждый ребенок был в школе счастлив?

Способом, позволяющим педагогам выйти на рефлексию собственного опыта, является педагогическая мастерская по внедрению идей продуктивного образования в практику. Основная ее цель — выявить из индивидуального опыта работы педагогов те приемы и методы, которые близки по духу идеям и методам продуктивного образования. На занятиях педагогической мастерской отрабатываются методы организации продуктивной деятельности учащихся.

Предложенные нами способы работы можно использовать комплексно для работы со всеми педагогами. Другой вариант — применить различные способы для отдельных групп учителей. Например, провести педсовет — для всего коллектива; тематический семинар — для молодых педагогов; круглый стол — для педагогов, сопротивляющихся внедрению нового (такая группа обязательно появится!); тренинг — по выбору самих педагогов; педагогические чтения — для педагогов, получивших первый положительный опыт внедрения нового; педагогическую мастерскую — для опытных педагогов.

Работа с каждой группой представляет собой значимое направление кадровой политики образовательного учреждения. Важно обеспечить постепенное включение в работу по методике продуктивного обучения всего педагогического коллектива.

* * *

Итак, мы выделили следующие этапы подготовки педагогического коллектива к внедрению идей продуктивного обучения в систему работы школы: создание групп единомышленников; разработка пакета мотивационных условий для постепенного приобщения к работе всего педагогического коллектива; работа по нивелированию профессиональных стереотипов отрицания нового; согласие педагогов с ценностными основами продуктивного обучения.

На последующих этапах предстоит преобразование процессов — от обнаружения в своем педагогическом опыте «островков» новой деятельности через освоение системы средств и методов ее организации к их распространению на всю работу с детьми. Выстраивание корпоративных взаимосвязей и отношений — от индивидуальной деятельности к возникновению творческих союзов. Расширение и обогащение образовательной программы за счет наполнения новым содержанием, формами и методами работы. Проектирование и создание новых продуктивных программ.

Принятие идей продуктивного образования педагогическим коллективом будет являться гарантом эффективной работы по последующим направлениям с учителями, учащимися и родителями, ближайшим социальным окружением.

Журнал "Директор школы", 2009


Категорія: Педагогічна кухня | Переглядів: 1420 | Додав: Управління_освіти
Всього коментарів: 1
1  
Such a deep asnewr! GD&RVVF

Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Ми в соцмережах
       






Інформаційний партнер
Науково-педагогічна бібліотека Миколаєва

Сайти навчальних закладів

Корисні посилання






























































Управління освіти Миколаївської міської ради © 2016