Пошук


Меню сайту

Форма входу
Реєстрація
  




Радимо переглянути















   
Інші події

Конкурси для учнів

Конкурси для вчителів











Онлайн всього: 21
Гостей: 21
Користувачів: 0


Головна » 2010 » Квітень » 21 » Истоки противостояния, или О некоторых мелочах в управлении школой
18:56
Истоки противостояния, или О некоторых мелочах в управлении школой

Немова Наталия Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Предстояла очередная планерка школьной администрации. Кабинет директора постепенно заполнялся людьми. Пришли организатор внеклассной работы и завхоз. Как всегда, вместе вошли три завуча. Все они казались довольными собой, уверенными. А вот у директора настроение было другим, она уже со вчерашнего дня пребывала в волнении. Предстояло оценить работу учителя, который все предыдущие годы считался одним из лучших. Сомнений не было до тех пор, пока сама не посетила несколько уроков. Ушла расстроенная. Все не так, как ожидала. Вот тогда и засомневалась: верно ли оценивали учителя раньше? Прежде чем сделать заключение, посетила не один урок, и не один час провела в беседах с педагогом. Теперь сомнений не было: высокий класс преподавателя — миф, созданный самим педагогическим коллективом. Как же быть, тем более что скоро аттестация?

Высказала все это своим заместителям. Предложила обсудить непростой вопрос. В ответ — глухое молчание. Наконец кто-то из завучей заявил:

— А что обсуждать? Не переживайте, мы решили — все обойдется, никакой проблемы нет.

Как током ударило:

— Кто это мы?

— Вы извините, но наши учителя не хуже, чем в соседней школе. Вот мы и решили, что давно пора снизить и наши требования, а то у них уже полшколы имеет четырнадцатый разряд, а мы своих все проверяем и учим. Вы не обижайтесь на наши слова. Давно покинули кабинет собеседники, а директор все никак не могла унять чувство обиды и тревоги. Возникло, и уже не впервые, какое-то отчуждение. Как будто ее заместители сами по себе, а она, руководитель, — тоже сама по себе. Они — группа, и они — сила, а она, пожалуй, одна. Вот и сегодня молча выслушали, а потом мягко «продавили» свои собственные решения. Остался на душе горький след, а еще — ощущение униженности, снисходительности, с какой восприняли твои предложения. Вынуждены, мол, считаться, раз ты — директор. Но нас больше, и мы правы. Как же возникло это противостояние?

Попробуем рассмотреть всего лишь один, но весьма реальный вариант. Вы когда-нибудь задумывались, что практически в любом конце страны по школе можно пройти с закрытыми глазами и не заблудиться — попадешь в нужный кабинет. Директор располагается на первом этаже, помещения учителей начальной школы группируются на нижних этажах по классам: сначала — первые, дальше идут вторые, третьи. В общую для всех рекреацию выходят двери нескольких кабинетов русского языка и литературы или математики. В маленьких комнатках ютятся «иностранцы». На каждом этаже есть кабинет представителей администрации — одного из школьных завучей. Привычное и единообразное расположение. Все за нас решили проектировщики, а мы так к этому привыкли, что подчас и не задумываемся, что такая простая вещь, как принцип расположения рабочих мест и кабинетов сотрудников, может быть в руках директора и эффективным инструментом управления, так и разрушителем долго выстраиваемой системы влияния, межличностных связей и отношений. Замечали ли вы, что учителя, чьи помещения находятся поблизости, часто помогают друг другу, а то и просто поддерживают приятельские отношения. Порой педагоги, даже не имеющие общих дел, объединяются для обсуждения школьных вопросов или для того, чтобы вместе провести свободное время только потому, что находятся поблизости: на одном этаже, в одном здании. И наоборот, начинается совещание, а учителя еще минут двадцать тянутся: кто-то идет из соседнего здания детского сада, кто-то уже минут пятнадцать спускается с пятого этажа. Подобный эффект не случаен. Оказывается, что, кроме общей работы, совместных целей и деятельности, людей не меньше сближает и то место, где эта работа выполняется. Конечно, целесообразно, чтобы сотрудники, выполняющие сходную или взаимозависимую работу, трудились поблизости друг от друга. Вот поэтому и имеет смысл располагать рядом кабинеты учителей одного методического объединения. И информацию передать удобней, и спросить что при случае. А за этим — и обмен опытом, и улучшение сработанности и взаимопонимания.

Все эти любопытные факты, связанные с территориальным принципом распределения сотрудников школы, имеют непосредственное отношение и к школьной администрации. В большинстве школ кабинеты заместителей директора находятся на тех этажах, на которых располагаются подчиненные им учителя и классы. Так гораздо удобнее решать вопросы текущей работы, контролировать дежурство. Вышел завуч на этаж — и полный обзор вверенной ему территории. Однако нередко из-за нехватки помещений директор делает один общий учебно-методической кабинет. А в некоторых школах — это и информационный, и методический центр, здесь же стоят рабочие столы всех завучей сразу.

Поступая так, директор получает тот же эффект, что и в случае с учителями. В достаточно короткий период между замами, возглавляющими разные участки работы, может быть достигнута хорошая сработанность, взаимопонимание и даже взаимозаменяемость. Нужно одному из них уйти с работы пораньше — другой его заменит. Пришли родители ученика — беседу ведет целый коллектив. Составляется расписание, график замены или отпусков, план на каникулы — обсуждение тоже коллективное. Польза налицо: не надо бегать по кабинетам, кого-то искать, тратить драгоценное время.

В управлении такие связи называются горизонтальными. Посадите своих заместителей в один кабинет, и координация работы между ними будет происходить сама собой, причем, что очень важно, совершенно без вмешательства первого лица, то есть директора школы. Но при этом нужно быть готовым и к отрицательным последствиям. Внутри администрации школы фактически создается неформальная группа. Неформальные группы, как и любые неформальные отношения, конечно, необходимы сотрудникам. В них они удовлетворяют свои потребности в защищенности, признании, да и просто в простом человеческом общении и дружбе. Если кто-то из завучей сочтет, что директор несправедливо оценил его работу, будьте уверены, что, придя на свое рабочее место, он непременно поделится обидой со своими соседями по комнате и попытается найти среди них сочувствующих.

Условием существования группы является ее способность защищать свои интересы. Обычно эти функции выполняет лидер. Чем лучше группа и ее лидер это делают, тем они сплоченней и тем больше авторитет лидера. И наоборот, группы, которые не могут защитить интересы своих членов, быстро распадаются. Вот откуда и рождаются согласованные решения завучей. Вы ждете разнообразия, альтернативных инновационных идей, но анализы, планы, проекты, экспериментальные программы в сработавшейся административной группе становятся похожими между собой, как близнецы. Просто пишутся они сообща. В интересах группы или ее некоторых членов могут быть приняты общие оценки по поводу работы школы и отдельных учителей. Может возникнуть ситуация противостояния директору, сопротивления проводимой им в школе линии, если она не совпадает с интересами самих заместителей.

Кабинет заместителей нередко становится своеобразным центром притяжения учителей, а при наличии сильных лидеров — и центром школьной жизни. Директор, не обладающий большим авторитетом, может в этом случае выпустить инициативу и власть из своих рук, так и не сформировать или потерять свой ближний круг единомышленников. Порой их число ограничено лишь заместителем по хозяйственной части да еще парой-тройкой «приближенных» учителей. Зато у завучей кипит жизнь: здесь обсуждаются все основные школьные события, даются оценки происходящему, создается «свод правил», по которым и живет школа.

В условиях наличия сильного, противостоящего директору второго центра становится сложно контролировать ситуацию, директора постепенно отчуждают от информации, а затем — и от принятия решений. Ощущения руководителя крайне неприятные — ситуация потери нитей руководства, возможности влиять на решения сравнима с балансированием на канате с завязанными глазами. Даже опытный канатоходец почувствует неуверенность и тревогу.

Конечно, все поправимо. Сплоченный центр замов можно при необходимости разрушить или поколебать. В запасе всегда остается сильный козырь — возможность предоставить каждому заместителю свой собственный кабинет. Наличие кабинета с соответствующими атрибутами власти — телефоном, рабочим местом, оборудованным компьютером, хорошей удобной мебелью — это не просто улучшение условий работы, это и обретение собственной власти, повышение собственного статуса.

Вероятно, кто-то из читателей возразит, что все это, в общем-то, мелочи. Дескать, не в том дело, кто и где сидит. И вообще — «а вы, друзья, как ни садитесь...». Не стану спорить, лишь замечу, что в формировании школьного коллектива и его управленческой команды не бывает мелочей. И когда мы игнорируем их, то и возникает противостояние, так пагубно отражающееся на нашем общем деле.
Категорія: Педагогічна кухня | Переглядів: 737 | Додав: Управління_освіти
Всього коментарів: 1
1  
At last some rationality in our little detbae.

Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Ми в соцмережах
       






Інформаційний партнер
Науково-педагогічна бібліотека Миколаєва

Сайти навчальних закладів

Корисні посилання






























































Управління освіти Миколаївської міської ради © 2016