Пошук


Меню сайту

Форма входу
Реєстрація
  




Радимо переглянути















   
Інші події

Конкурси для учнів

Конкурси для вчителів











Онлайн всього: 13
Гостей: 12
Користувачів: 1
mschool44_


Головна » 2011 » Червень » 24 » Компетентностный подход: новые роли участников образовательного процесса
17:10
Компетентностный подход: новые роли участников образовательного процесса
С.В. Филатов,
директор МОУ "СОШ № 88" г. Северск Томской обл.
В авторитарной системе управления образовательного учреждения, доставшейся в наследство от прошлого, основным методом воздействия на подчиненных было издание приказов, а главными добродетелями сотрудников считались порядок, точность и послушание. При этом позиция и роль руководителя по отношению к учителю, учителя – к ученику, родителей – к ребенку определялись следующим образом: он – главный носитель информации, вся власть и ресурсы сосредоточены в его руках, а находящийся ниже на иерархической лестнице участник событий обязан беспрекословно выполнять приказы и распоряжения. Если подчиненный предпринимал попытку поучаствовать в процессе принятия управленческих решений, критически оценить происходящее, это вызывало негативную реакцию его начальника.
Авторитарный руководитель образовательного учреждения должен был знать обо всем, что происходило в его "ведомстве", вплоть до любой мелочи. Вместе с тем, сосредоточив всю власть и ресурсы в своих руках, именно руководитель нес ответственность за деятельность организации, сотрудники были отчуждены от результатов своего труда. Попытка ввести новую систему оплаты труда, чтобы повлиять на его результат, давала временный эффект. Для повышения качества не только образования, но и управления им необходимо было поделиться властью, ответственностью за принимаемые ре­шения.
Сегодня ситуация кардинально изменилась – от педагога, ученика требуется именно критическое соучастие, содумание. Учитель (ученик), заглядывающий в глаза руководителя (учителя) с надеждой на похвалу за выполненное поручение или с тоской за наказание, не в состоянии обеспечить эффективный и результативный процесс образования и воспитания.
В современной школе каждый должен принимать участие в управлении. Педагоги и родители – в управлении школой, ученики – процессом своего образования. Только в этом случае они смогут принять на себя ответственность за результат обучения и образования, будут вносить вклад в эффективную и успешную работу школы. Руководителю (директору, учителю, классному руководителю, родителю) отводится роль координатора всех усилий в направлении общих целей, а основными методами его работы становятся консультирование, организация сопровождения, мотивирование, технология делегирования полномочий.
Реализация компетентностного подхода в современном образовании
В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" говорится о том, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Тем самым концепция ориентирует систему образования на реализацию компетентностного подхода.
Если прежде компетентностный подход к профессиональным качествам работников образования носил декларативный характер, то в настоящее время он предусмотрен правовой нормой. Приказом Минздравсоцразвития от 14.08.2009 № 593 утвержден новый раздел Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих "Квалификационные характеристики должностей работников образования", в котором определены требования к знаниям работников образования*. Так, теперь, помимо прочего, они должны знать:
  • приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
  • методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой);
  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
  • основы экологии, экономики, социологии;
  • трудовое законодательство;
  • основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием и т. п.*
Перечень компетенций вошел в образовательные стандарты нового образца, или т. н. второго поколения. Ученики начальной школы начнут получать образование по новым стандартам уже с нового учебного года.
Одно из главных направлений новых стандартов – формирование компетентности ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей и пр. на основе освоения универсальных способов деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин). При этом процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. Все это компоненты понятия "новое качество образования".
Опыт внедрения компетентностного подхода в образовательном учреждении
Внедрение компетентностного подхода в практику нашей школы было осуществлено через сложившуюся систему обучения, не противоречащую новым идеям. Базой для достижения этой цели стали:
  • система развивающего обучения в начальной школе (авторы Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов**);
  • программа "Математика. Психология. Интеллект" (Э.Г. Гельфман);
  • проектная деятельность детей и педагогов;
  • предпрофильные курсы на финальном этапе основной школы, профильное обучение в старшей школе.
В учебный план были введены также предметы, знакомящие учащихся с экономикой современного предприятия и страны, финансовым менеджментом, бухгалтерским учетом, современным правом, политологией, конфликтологией, стратегическим и инновационным менеджментом. На занятиях в имитационных играх дети учатся принимать правильные решения, разрабатывать бизнес-проекты, организовывать фирмы и управлять ими в условиях конкуренции, взаимодействовать с внешней средой.
Одной из технологий, поддерживающих компетентностно-ориентиро­ванный подход к образованию, является метод проектов***. В рамках проектной деятельности создается педагогическое пространство, обеспечивающее как формирование, так и проявление ключевых компетентностей учащихся. Кроме того, может быть оценен и уровень их сформированности. В нашей школе ежегодно реализуется до 30 проектов, что служит хорошей практикой освоения различных компетентностей для детей, педагогов и руководителей школы.
Более чем 20-летний опыт работы убеждает нас в том, что наиболее полно отвечает задачам компетентностного подхода к образованию система развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Особенностью этой психолого-педагогической концепции являются разнообразные групповые дискуссионные формы работы, в ходе которых учащиеся открывают для себя основное содержание учебных предметов, т. е. знания не даются детям в виде готовых правил, аксиом, схем. В отличие от традиционной эмпирической системы в основу развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова положена система научных понятий. Обучающиеся учатся аргументированно отстаивать свою точку зрения, учитывать позицию товарища, не принимать информацию на веру, а требовать доказательств и объяснений. У них формируется осознанный подход к изучению дисциплин. Обучение по этой системе проводится в рамках обычных школьных программ, но на другом, качественном уровне.
Сегодня образовательный процесс должен давать и опыт демократического поведения, толерантности, взаимодействия с другими людьми, а воспитательная работа должна быть направлена на решение двух взаимосвязанных целей – социализацию и поддержку процесса индивидуализации личности растущего человека. В реалиях компетентностного подхода образование и воспитание, наилучшим образом дополняющие друг друга, представляют звенья одной цепи. В последнее время в нашей школе выделяется в отдельное направление такой вид педагогической деятельности, как формирование социальных навыков у учащихся, организация социальной практики. В школе действует парламентская республика, работают электронные СМИ, детская редакция школьного телевидения.
Изменение системы управления образовательного учреждения
Реализация компетентностного подхода в сфере образования влечет за собой изменение и системы управления образовательного учреждения, которая приобретает признаки промышленного менеджмента.
Руководители, администраторы школы, педагоги и другие участники учебно-воспитательного процесса, призванные формировать необходимые компетенции у детей, должны соответствовать этим задачам.
Укажем ряд факторов, входящих как в ключевые компетентности, так и в профессиональные, от которых, как мы считаем, зависит компетентное поведение руководителя (администратора, учителя) школы:
  • высокая степень абстрактно-аналитического мышления, благодаря которому он в состоянии выявить негативные факторы, разрушающие образовательный процесс, негативно действующие на результаты обучения и образования;
  • готовность включаться в субъективно значимые действия, например стремиться повлиять на развитие школы, повышение качества образования;
  • формирование у сотрудников (учащихся) способности к самостоятельному управлению собственной деятельностью, к управлению самим собой как субъектом;
  • инициативность и готовность к переменам;
  • знание и понимание общих экономических законов;
  • готовность поделиться властью;
  • способность работать в критических ситуациях;
  • готовность к поражению, выносливость, самодисциплина;
  • умение демонстрировать уважение к чужой точке зрения, достигать компромисса;
  • способность к принятию решения о действии, т. е. компетентность в решении проблем.
Компетентностный подход к управлению учреждением нашел свое применение и в разработке принципов новой системы оплаты труда в нашей школе. Весь коллектив был вовлечен в процесс создания документов, регламентирующих деятельность Управляющего совета, документов, определяющих профессиональную компетентность участников образовательного процесса, методы, формы и измерители учебных достижений учащихся, профессиональной компетентности сотрудников.
В заключение хотелось бы отметить следующее: опыт нашей школы свидетельствует, что ключ к устойчивым успехам не в том, чтобы "заполучить" правильную стратегию, а в развитии системного и стратегического мышления, в обязательном введении компетентностного подхода как в образовательный процесс, так и в процесс управления.
Журнал "Справочник заместителя директора школы",  2010 , №5

Категорія: Педагогічна кухня | Переглядів: 1141 | Додав: Управління_освіти
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Ми в соцмережах
       






Інформаційний партнер
Науково-педагогічна бібліотека Миколаєва

Сайти навчальних закладів

Корисні посилання






























































Управління освіти Миколаївської міської ради © 2016