Пошук


Меню сайту

Форма входу
  


Радимо переглянути















   
Інші події

Конкурси для учнів

Конкурси для вчителів














Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0


Головна » Матеріали журналу "Народное образование"
Марк Поташник,
действительный член (академик) Российской академии образования,
профессор, доктор педагогических наук
Прежде всего мы считаем необходи­мым предупредить читателя, что никаких вариантов содержания и структуры портфолио как папки, в которой собирается информация о личных достижениях учителя, мы приводить не будем. Это не случай­но, а намеренно, поскольку в том виде, в каком портфолио учителя используется в школах сейчас, вре­да для образования, для детей го­раздо больше, чем пользы. И мы не хотим увеличивать этот вред.
Начало
Вспомним, как всё начиналось при­мерно десятилетие назад. Чиновни­ки из служб аттестации заимство­вали у спецслужб форму досье (портфолио). Работники школ (и руководители, и учителя) были тогда очень раздражены этим нов­шеством: «Ещё одна бумага, кото­рую нужно будет составлять в до­полнение к многочисленным имею­щимся. Непонятно, когда с детьми работать и когда готовиться к этой работе», — возмущались школьные практики.
Потом ропот недовольства руково­дителей школ как-то незаметно сошёл на нет, и также незаметно появи­лись их одобрительные оценки:
«Портфолио — очень даже неплохое новшество. Пришёл устраиваться на ра­боту — предъяви портфолио: с чем пришёл, чего достиг, на что можешь претендовать»;
«Раньше и я, и завучи при подготовке аттестационных документов мучительно вспоминали достижения каждого учите­ля, а теперь открыл портфолио — и всё нужное перед глазами. Портфолио сей­час — одна из основ аттестации» и т.п.
А теперь и от учителей не слышно ни­каких недовольств в связи с повсемест­ным использованием портфолио. Более того, некоторые педагоги увидели в под­готовке портфолио кое-что позитивное для себя. Так, учитель истории Факель-ской средней школы Игринского района ... Читати далі »

Категория: Матеріали журналу "Народное образование" | Просмотров: 1790 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 18.09.2011 | Комментарии (0)

М. М. Поташник,
действительный член Российской академии образования,
профессор, доктор педагогических наук
Название статьи — трансформация крылатой фразы, которую приписывают В.И. Ленину: «У нас каждая кухарка должна уметь управлять государством». На самом деле это неточная (искажённая) цитата из его статьи «Удержат ли большевики государственную власть?» (1917 г.). В первоисточнике: «Мы не утописты. Мы знаем, что любой чернорабочий и любая кухарка не способны сейчас вступить в управление государством... Но мы [...] требуем немедленного разрыва с тем предрассудком, будто управлять государством, нести будничную, ежедневную работу управления в состоянии только богатые или из богатых семей взятые чиновники. Мы требуем, чтобы обучение делу государственного управления велось сознательными рабочими и солдатами и чтобы начато было оно немедленно, т.е. к обучению этому немедленно начали привлекать всех трудящихся, всю бедноту».
 
Однако фраза «У нас каждая кухарка должна уметь управлять государством» стала жить самостоятельной жизнью и используется как иронический комментарий к действиям непрофессионалов и случайных людей, оказавшихся у руля государственной власти, в сфере управления вообще.
Из той же серии словосочетание «суверенный менеджмент по-российски», представляющий собой парафраз, трансформацию нашумевшей ... Читати далі »

Категория: Матеріали журналу "Народное образование" | Просмотров: 885 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 27.07.2011 | Комментарии (0)

На осинке не растут апельсинки
Грамотное управление требует не только безупречных профессиональных знаний, но и высокого уровня общей культуры личности, иначе конфузы неизбежны. Вспомним, сколько шума наделала в печати фраза одного из недавних федеральных министров образования: «Я не понимаю, почему в классических гимназиях охотно изучают древние языки (было такое увлечение. — М.П.), например, греческую культуру, но так рьяно возражают против изучения православной культуры». Фраза, мягко скажем, некорректна для любого человека, но для управленца в ранге министра да ещё образования^!) она просто неприлична. «Греческая» (культура) — категория национальная, а «православная» — конфессиональная, и потому они в смысловом плане не могут быть объектами сравнения. Это то же самое, что сравнивать километры с килограммами или градусы с литрами — эти категории из разных логических рядов. Греческую культуру можно сопоставлять с русской, китайской, немецкой и т.п., православную — с католической, мусульманской, буддистской и т.п. Кроме того, верующие и греки, и русские в массе своей исповедуют одну и ту же религию — православие. Но и это ещё не все: религиозное чувство, поиск путей к постижению любой веры — процесс глубоко индивидуальный, личный, интимный и в результате обязательного изучения в школе, т.е. под давлением, не возникает.
Профессиональное управление в отличие от «кухаркиного» требует не только знаний и умений, но и высокой общей культуры личности управленца.
На школьном уровне ситуация не лучше. Ярчайшим примером, до какой степени падения авторитета может довести руководителя школы непрофессиональное, т.е. «кухаркино», управление, становятся попытки директоров и завучей контролировать подготовку поурочных планов учителей. В административном угаре директриса потребовала от учителей до ухода в отпуск представить ей поурочные планы на весь(!) предстоящий учебный год. Часть педагогов безропотно выполнили противоправное распоряжение (поурочные планы не входят в перечень обязательных документов школы, это личные творческие тексты или изображения и потому они вообще не могут быть предметом контроля со стороны администрации). Другие выполнили распоряжение формально или заволокитили, т.е. не выполнили вовсе. Директор (из начальников «кухаркиного» стиля управления) затаила злобу на тех учителей, кто ослушался, и в сентябре решила через завуча проверить у них наличие поурочных планов. Завуч попросила их предъявить. Все представили, а одна учительница забыла планы дома, но сказала, что планы есть.
—А как же Вы будете вести уроки без планов перед глазами? — продолжала завуч.
... Читати далі »

Категория: Матеріали журналу "Народное образование" | Просмотров: 1165 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 27.07.2011 | Комментарии (0)

Марк Поташник,
действительный член Российской академии образования,
профессор, доктор педагогических наук

Особенности руководства педагогами
на разных стадиях
их профессиональной жизнедеятельности
Педагогическую деятельность любого учителя можно разделить (условно, разумеется) на четы­ре стадии (этапа): 1) овладение профессией как ремеслом; 2) обретение мастерства; 3) доведение мастерства до уровня искусства»; 4) эмоцио­нальное (профессиональное) выгорание.
Длительность каждого этапа у всех своя и пе­дагоги не обязательно проходят все четыре этапа: кто-то «застревает» на первом этапе на всю жизнь и остаётся ремесленником в своей профессии; кто-то доходит до уровня мастер­ства или даже выше — до уровня искусст­ва — и заканчивает свою трудовую деятель­ность признанным корифеем в своей профессии. Кто-то (их, увы, немало), к сожа­лению, приходит к стадии полного эмо­ционального (а значит и профессиональ­ного) выгорания.
Первый этап «овладение профессией на уровне ремесла» продолжается обыч­но 3–5 лет после прихода из вуза в школу. Главные задачи учителя здесь: освоить содержание школьного образо­вания, т.е. овладеть практической дидак­тикой и методикой обучения, а также наукой и в какой-то мере искусством управления детьми, т.е. основами воспи­тательного взаимодействия со школьни­ками разных возрастов, классов, групп. Всё это достигается, прежде всего, соб­ственной активностью, добросовестнос­тью, помощью наставников, активным участием в методической работе.
Кроме намерения не упустить время про­фессионального становления, есть более весомая причина, предполагающая не только желательность, но и необходимость отдельной работы с начинающими. Эта причина известна. Особенность ситуации с начинающими педагогами в том, что они с первого дня работы имеют те же самые ... Читати далі »

Категория: Матеріали журналу "Народное образование" | Просмотров: 1067 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 11.05.2010 | Комментарии (2)

Марк Поташник,
действительный член Российской академии образования,
профессор, доктор педагогических наук
Планирование, организация, контроль — необходимые, но недостаточные действия для того, чтобы система управления в школе работала эффективно. В статье рассматривается эта важнейшая функция на примере управления профессиональным ростом учителя.

Есть руководители, которые по наивности или неграмотности считают, что люди (в нашем случае — учителя), пришедшие на работу, должны делать то, что им предписано формальными (за­фиксированными в нормативных актах) требованиями.

Однако жизнь показывает, что реально люди делают не совсем то или не то и не так, как пред­писано. Ведь школа — это соци­альная организация, особенность которой в том, что, приходя на работу, учителя уже имеют собственные мотивы, потреб­ности, ожидания, представле­ния о своей работе, и они способны ставить перед собой цели. Они могут хотеть или не хотеть что-то делать (заботиться о своём профессиональном росте или не заботиться) и в зависимости от этого строить своё поведение. Это ... Читати далі »


Категория: Матеріали журналу "Народное образование" | Просмотров: 1582 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 10.05.2010 | Комментарии (1)

Гликман И.З.,

профессор Московского городского педагогического университета

Почему идея новой школы становится всё более актуальной? Конечно, не от хорошей жизни. Если отечественная школа с каждым годом всё лучше, как об этом пишут некоторые издания, посвященные проблемам образования, то зачем же стремиться к её преобразованию? «От добра добра не ищут!», — справедливо гласит мудрая русская пословица. А если потребность в преобразовании школы нарастает, и всё большее число учителей, родителей, деятелей народного образования это понимают, то значит «в нашем королевстве» что-то не так. Попытаемся разобраться, каковы основные недостатки современной школы, и определить, какие перемены сегодня необходимы.

Наша давно сложившаяся школьная система устарела. Она всё хуже готовит школьников к жизни в со­временном обществе, к обязаннос­тям гражданина, к участию в про­изводственном процессе, к самооб­разованию, к созданию семьи и воспитанию собственных детей.

Итак, чем заняты дети в совре­менной школе? Говорят: изучают основы наук. Допустим, что это так. Более того, допустим, что они делают это хорошо и дейст­вительно усваивают эти основы.

... Читати далі »


Категория: Матеріали журналу "Народное образование" | Просмотров: 1171 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 03.05.2010 | Комментарии (2)



Ми в соцмережах
       







Інформаційний партнер
Науково-педагогічна бібліотека Миколаєва

Сайти навчальних закладів

Корисні посилання
































































Управління освіти Миколаївської міської ради © 2017