Пошук


Меню сайту

Форма входу
  


Радимо переглянути















   
Інші події

Конкурси для учнів

Конкурси для вчителів














Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0


Головна » Педагогічна інформатика
Вершинин Сергей Владиславович,
заведующий информационным центром,
кандидат технических наук, Ульяновского
институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования

Что дают школе информационные технологии? Странный, казалось бы, вопрос, тем не менее, заставляет задуматься над мифами и реальностью компьютеризации образования.

Существенной составляющей планов модернизации российского образования является компьютеризация. Журналы, конференции и т.п. заполнены материалами о школьных ИТ-достижениях. Постоянно говорится о «прорывных технологиях обучения» на базе компьютеров, о принципиальном повышении качества и доступности образования посредством использования сети Интернет.
На практике обнаружить улучшения не так легко. Собственно новых информационных технологий в сегодняшней педагогической практике используется немного. Как правило, новой технологией объявляется механическая замена школьной доски на компьютер с проектором.
Многие материалы, в названии которых упоминается «методика компьютерного урока», рассказывают просто о том, какие сообщения выводит на экран описываемая обучающая программа.Статьи и книги о компьютерах в образовании зачастую построены по незатейливой схеме, представляя собой большое предисловие, за которым, однако, не следует часть основная.    
Для придания правдоподобия несуществующим достижениям требуется, чтобы их описания не отражали реальность, а педантично заменяли то, что есть, на то, что должно быть. Регулярное воспроизводство этих описаний создаёт иллюзию, что результаты эти где-то совсем рядом. Как же им не быть, ведь о них постоянно говорят! Формируется нечто вроде виртуального мира, живущего и развивающегося по своим правилам, и не связанного с миром реальным.
Если приводить конкретные педагогические технологии и результаты их применения, вас могут уличить в подтасовках, поскольку это легко проверяется. Совсем другое дело, если свои действия и планы вам удалось подать как приемлемый и престижный текст. Например: используются современные информационные технологии, реализуется индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивается индивидуальная траектория развития, проявляется забота о будущем нации, гарантируется доступность качественного образования.
В области компьютеризации такое манипулирование облегчается тем, что для большей части населения нашей страны компьютер остаётся чем-то существующим вне повседневного опыта, недоступным и непонятным.
Слава Интернету!
При конструировании нового текста сосредоточение внимания на отдельных фрагментах позволяет отвлечь от сопротивляющейся реальности. Вместо здания в целом предлагается проект отдельных его элементов. Причём вовсе не обязательно, чтобы эти элементы были принципиально важными или хотя бы существенными. Именно такой подход и позволяет создавать островки роскоши вместо восстановления разрушенной инфраструктуры системы  жизнеобеспечения. Компьютер в этом отношении используется как символ процветания, самых передовых технологий и высокого уровня жизни.
Впрочем, цели, заявляемые в виртуальной реальности, могут и отражать реальные потребности. Проблема в том, что предлагаемыми для их достижения средствами получить ожидаемый результат невозможно. «Прорывные технологии обучения» существуют не ... Читати далі »

Категория: Педагогічна інформатика | Просмотров: 892 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 02.09.2011 | Комментарии (1)

Константин Фрумкин,
кандидат культурологии, журналист


Возможность исчезновения книги под влиянием компьютерных технологий беспокоит культурологов с конца прошлого века. Этому, например, посвящена недавно вышедшая на русском языке и сразу ставшая популярной книга интервью Умберто Эко и Жана-Клода Карьера под характерным заголовком «Не надейтесь избавиться от книг!». На первый взгляд проблема здесь чисто техническая, связанная с гигиеничностью экранов, дешевизной переносных электронных устройств и возможностью решения проблемы авторского права внутри компьютерных сетей. Но в таком ракурсе речь идет не о книге как таковой, а только о бумажной книге.
Вопрос о материальных носителях текстовой информации мог бы и не быть столь важным, если бы от них не зависело отношение человека к тексту. Вообще говоря, смешно предполагать, что угрозу книжной культуре представляет прогресс в сфере распространения информации, делающий тексты более доступными. Если где-то и таится опасность, то это в мышлении и потребностях потенциального читателя. Поэтому главный вопрос, который ставит развитие культуры отчасти независимо от достижений компьютерной техники и телекоммуникаций, – будет ли нужна книга человеку будущего.
 
Паника на уроке литературы
Из массовых жалоб педагогов, пришедших в ужас от глобальных перемен, происходящих сегодня с учениками средней школы и вообще учащимися, можно узнать, что дети сравнительно легко пишут сочинения и крайне трудно – изложения. То есть они плохо понимают чужие мысли. Слышатся также жалобы, что дети теперь меньше читают и – опять же – не понимают смысла прочитанного.
Разобраться в причинах реальной или мнимой деградации школьников трудно, поскольку нужно учитывать множество факторов. Конечно, на сегодняшней школе сказываются последствия развала всех социальных систем в 90-х годах. Несомненно, на мотивацию учащихся влияет социальная неэффективность образования – участившиеся случаи несовпадения образованности и успешности и общее отставание системы образования от требований жизни. На качестве образования сказывается и доходящее до абсурда разрастание количества учебных заведений, когда мест в вузах оказывается больше, чем выпускников в школах. Но все это – специфически отечественные факторы, между тем упадок среднего образования наблюдается во многих странах мира, несмотря на инвестиции в эту сферу.
Педагогика – институт довольно консервативный, всегда подчеркивающий свою преемственность с культурой прошлого. Едва ли не с эпохи средневековья в школе господствует текстоцентрическая культура. При этом во все времена были люди «нетекстового» склада личности, которые в эту систему не укладывались. Они дискриминировались как неуспевающие, их обрекали на физический труд, и лишь некоторые пробивались в невербальные сферы, имея по дороге все соответствующие неприятности из-за плохих отметок по математике и языку. Общество считалось с этой «культурной диктатурой»: детей готовили к текстоцентрической школе и в детских садах, и в телепередаче «АБВГДейка», и много где еще. Теперь по разным причинам на формирование мышления и восприятия детей влияет большое количество внешкольных факторов, и среди них – электронные средства коммуникации: компьютеры, компьютерные игры, Интернет, мобильные телефоны. И теперь внетекстовый (а отчасти и дотекстовый) уровень мировосприятия находит благоприятную среду в мире электронной техники.
Вот что сказал в интервью газете «КоммерсантЪ» известный британский специалист по информационным технологиям Джеймс Мартин: «Людей можно разделить на два типа. Первый – это «люди книги». Эти люди получают много информации от чтения, поэтому их главная отличительная черта – очень хороший объем внимания. Таковы, например, успешные топ-менеджеры. Во время переговоров они всегда помнят о том, какой вопрос является основным в обсуждении. «Люди экрана» кардинально отличаются от них. Они обладают очень быстрым откликом. Само по себе это неплохо, но мешает координации с другими. Во время разговора «люди экрана» постоянно хотят сменить тему и двигаться дальше. Сейчас очень многие обеспокоены тем, что дети с ранних лет имеют дело с машинами и при этом не читают книг. Вырастает поколение людей, которые привыкли к тому, что на экране происходит несколько вещей одновременно, и хотят, чтобы окружающая среда немедленно реагировала на их запросы. Уже сейчас у самых молодых диапазон внимания гораздо ниже, чем у тех, кто старше двадцати. Это может плохо отразиться на разуме человека. В будущем нам очень понадобится способность принимать взвешенные решения и кооперироваться друг с другом. Поэтому уже сейчас нужно поставить вопрос о том, не теряем ли мы здравый смысл и можем ли мы сделать что-то, чтобы сохранить его. Я, впрочем, увер ... Читати далі »

Категория: Педагогічна інформатика | Просмотров: 1054 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 03.02.2011 | Комментарии (1)

Сергей Рачинский

Именно школа, где уже пропагандируют безопасный секс, должна стать местом, где еще раньше будут обучать безопасному пользованию Интернетом. Своя страница в Facebook, своя группа там же с классным руководителем в качестве модератора - вот вполне реальная ближайшая перспектива для большинства классов украинских школ.

 Каникулы закончились, школьники вернулись в классы. Еще месяц-другой, и Всеукраинская программа «Школьный электронный учебник – учебник будущего» отметит первую годовщину. Будет интересно узнать об успехах этого начинания. Меня же интересует другая всеукраинская программа, которая еще не имеет названия и о результатах которой никто пока не задумывается.

 «Жизнь – лучший университет», говаривал отец моего школьного друга, водитель-дальнобойщик, не закончивший в свое время даже среднюю школу. Мы с другом тогда посмеивались над этой фразой. Сегодня я отношусь к этому тезису иначе.

 Жизнь - если и не лучший, то, пожалуй, важнейший из наших «университетов», независимо от выбранной профессии. В последние год-два мы становимся свидетелями появления у жизни нового виртуального факультета – глобальной сети. От того, насколько эффективно мы черпаем знания из этой виртуальной жизни, во многом зависит успех в жизни реальной. И общая оценка нашего итогового аттестата.

Напомню, что все идет к тому, что вчера, будучи пассивными потребителями информации в Сети, сегодня мы все чаще ее, эту информацию, сами и создаем. Идея о том, что любой бизнес вскоре будет медиабизнесом, создающим контент, утрачивает «оригинальность» и становится руководством к действию. Те, кто будет этот контент создавать, ходят сегодня в школу.

Одноклассники.ру тут не причем

Я давно хотел написать о средней школе и интернете. Недавнее сообщение о том, что уже больше миллиона украинцев пользуются социальной сетью Facebook, подтолкнуло к написанию этой колонки. Ведь среди тех, кто наиболее активен в Сети, большинство - молодые люди. Среди них еще не так много школьников, поэтому главной проблемой родителей пока является не активность детей в социальных сетях, а результаты их поиска по картинкам в Google с отключенным фильтром. Но это – пока.

Мировой опыт говорит о том, что совсем скоро наших школьников в социальных сетях будет намного больше. В тотально подключенной к Сети Скандинавии едва ли не каждый молодой пользователь в возрасте около 16 лет имеет аккаунт в социальных сетях.

Моему сыну тоже 16,и недавно он интересовался, что это за Фейсбук такой и зачем он нужен. Мой рассказ об этой сети и Твиттере он принял к сведению, не более того. Ему сейчас гораздо интереснее скайп, который позволяет ему координировать действия с друзьями в ходе сражений на виртуальных полях World of Warcraft. Но по итогам этого разговора ... Читати далі »


Категория: Педагогічна інформатика | Просмотров: 925 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 14.01.2011 | Комментарии (3)

Кушнир Михаил Эдуардович,
аместитель директора ГОУ Гимназия № 45

Департамента образования Москвы,

руководитель СПО-разработки

Электронный классный
  журнал РУЖЭЛЬ»
Сегодня «фетишем» стали информационные техноло­гии (ИТ). Для этого есть и философское обоснование (меняются скорость и содержание всех социальных процессов), и бытовое (финансовые потоки, среда обще­ния, индустрия развлечений).

Сфера образования заметно отстает в освоении ИТ от биз­нес-сферы. Она вообще отстает от ритма жизни все силь­нее, и наметившийся в последнее время акцент на ИТ — попытка с их помощью сократить отставание. Однако эффективность вложений в ИТ остается в образовании невысокой.

Все мы в глубине души мечтаем о возможности «по щучь­ему велению», но чем глубже наши познания в какой-то сфере, тем меньше у нас надежд на подобный исход в ней. Тем не менее спрос на рекомендации «как стать миллионе­ром» остается высоким.

Бочка дегтя

Для построения системы ИТ на уровне, подконтрольном управлению образования, часто возникает соблазн сконцентрировать все проблемы в одном мощ­ном ресурсе и поручить его создание какой-то одной приличной команде, изыскав для этого удачно подвернувшийся финансовый ресурс. При этом предполагается, что все подведомственные ОУ, безусловно, оценят творческий дар руководства, осуществив­шего этот грандиозный проект, и стройны­ми рядами начнут приобщаться к высоким технологиям. Если же среди них по причи­не недостаточной ИТ-культуры окажутся не слишком радостные почитатели руководя­щего таланта, то они, приученные «ходить строем», не будут слишком портить общую благостную картину.

Любителей «строить» может немного ос­тудить Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информацион­ных технологиях и о защите информации». Цитирую статью 3:

«Принципы правового регулирования от­ношений в сфере информации, информаци­онных технологий и защиты информации ... осно ... Читати далі »


Категория: Педагогічна інформатика | Просмотров: 933 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 30.07.2010 | Комментарии (0)

А.Ю. Уваров,
доктор педагогических наук
Смена парадигмы. Реформа отечественной школы продолжается уже не одно десятилетие. Начиная с 1985 года, в документах реформы находится место компьютерам и средствам новой информационной технологии, упоминается об информатизации образования. Однако и по сей день информатизация обсуждается, как нечто факультативное, техническое, не относящееся к сущностной части реформы. Образовательные политики рассматривают компьютеры и Интернет, как нечто отдельное от общих проблем содержания и методов обучения, от организационных форм управления учебным процессом. В традиционном сознании никак не укладывается тот очевидный факт, что одна из первопричин происходящих сдвигов и в обществе, и в образовании связана с феноменом становления глобальной информатизации экономики. Они не могут осознать, что информатизация образования – это далеко не только установка компьютеров в школах или подключение их к Интернет. Информатизация школы – это, прежде всего, трудный процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки школьников на этапе перехода школы к жизни в условиях информационного общества. За трудностями, которые переживает сегодня школа, нелегко заметить, что на наших глазах начинается практический переход от образования в условиях ограниченного доступа к информации к образованию в условиях неограниченного доступа к информации. И в этом суть дела.

Индустриальная революция, книгопечатание и учебник привели к революционным изменениям в «доиндустриальном образовании». Они позволили создать и развить современную массовую школу, отвечающую представлениям о хорошо организованном предприятии с жестко фиксированной, "закрытой” учебной архитектурой, которая в разной степени успешно выполняла свою миссию на протяжении многих десятилетий. Несм ... Читати далі »


Категория: Педагогічна інформатика | Просмотров: 950 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 21.05.2010 | Комментарии (0)

А.Ю. Уваров,
доктор педагогических наук

... Сегодня школа, как и другие элементы инфраструктуры, требует кардинальной модернизации. Одобрение инициативы по информатизации образования со стороны нового президента можно рассматривать как практический шаг нового руководства России в поддержку прерванного на десятилетие последовательного движения отечественной школы по пути подготовки будущих граждан России к жизни в информационном обществе.
Нет сомнений, что инициатива Министерства образования по подключению сельских школ к Интернет, которая с необходимостью должна затронуть все базовые проблемы перестройки образования, могла бы стать основой для такой программы.
Ложка дегтя
К сожалению, есть основания полагать, что этого может и не случиться. Приглядимся к ситуации с информатизацией школы подробнее.
Ни у кого не вызывает удивления, что специалисты из ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникации, которые взяли на себя тяжкое бремя головной организации по подготовке соответствующей программы, не слишком вдаются в обсуждение «вопросов дидактики». Они говорят, что их задача – разработка «единой информационной среды системы образования». Остальное – дело школьных учителей. И связистов можно понять: дорожных строителей не интересует, что будет твориться в школьных автобусах, для которых им поручено возводить специализированную магистраль. Конечно, они должны спросить, сколько и каких транспортных средств будет двигаться по этой магистрали, но это уже заботы заказчика. В проекте структуры программы развития единой образовательной информационной среды на 2001-2005гг. педагогические цели и результаты работы почти не обсуждаются. Во главу угла ставится «анализ состояния информационных ресурсов и сетевой инфраструктуры системы образования». Все содержательные педагогические вопросы сведены к «методическому сопровождению учебного процесса с помощью электронных средств поддержки». Вопросы, связанные с собственно учебным процессом, не поднимаются, не обсуждаются, не финансируются.
Но, может быть, никакой педагогической проблемы и нет? Может быть, в школе все готовы воспользоваться Интернет и хорошо знают, что нужно делать? Однако, всем понятно, что простого знакомства с Интернет, для полноценного использования в учебном процессе, явно недостаточно. Собственно, это не может даже являться задачей школы. Действительно, если школьников нужно просто познакомить с Интернет, то для этого хватит "интернет-кафе" и "интернет-клуба". И это верно: в школе же не учат, как включать телевизор. Для доступа к Интернет давно используется дружественный интерфейс, ориентированный на массового потребителя. Специально «изучать Интернет» не нужно. Поэтому, когда говорят, что Интернет будет использоваться в учебном процессе, то реально предлагаемые идеи делятся на четыре группы. Интернет предлагают использовать для: ... Читати далі »

Категория: Педагогічна інформатика | Просмотров: 1022 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 19.05.2010 | Комментарии (0)



Ми в соцмережах
       







Інформаційний партнер
Науково-педагогічна бібліотека Миколаєва

Сайти навчальних закладів

Корисні посилання
































































Управління освіти Миколаївської міської ради © 2017