Пошук


Меню сайту

Форма входу
Реєстрація
  




Радимо переглянути















   
Інші події

Конкурси для учнів

Конкурси для вчителів











Онлайн всього: 13
Гостей: 12
Користувачів: 1
eclyceym


Головна » 2011 » Вересень » 18 » Портфолио учителя: возможная польза и возможный вред
15:41
Портфолио учителя: возможная польза и возможный вред
Марк Поташник,
действительный член (академик) Российской академии образования,
профессор, доктор педагогических наук
Прежде всего мы считаем необходи­мым предупредить читателя, что никаких вариантов содержания и структуры портфолио как папки, в которой собирается информация о личных достижениях учителя, мы приводить не будем. Это не случай­но, а намеренно, поскольку в том виде, в каком портфолио учителя используется в школах сейчас, вре­да для образования, для детей го­раздо больше, чем пользы. И мы не хотим увеличивать этот вред.
Начало
Вспомним, как всё начиналось при­мерно десятилетие назад. Чиновни­ки из служб аттестации заимство­вали у спецслужб форму досье (портфолио). Работники школ (и руководители, и учителя) были тогда очень раздражены этим нов­шеством: «Ещё одна бумага, кото­рую нужно будет составлять в до­полнение к многочисленным имею­щимся. Непонятно, когда с детьми работать и когда готовиться к этой работе», — возмущались школьные практики.
Потом ропот недовольства руково­дителей школ как-то незаметно сошёл на нет, и также незаметно появи­лись их одобрительные оценки:
«Портфолио — очень даже неплохое новшество. Пришёл устраиваться на ра­боту — предъяви портфолио: с чем пришёл, чего достиг, на что можешь претендовать»;
«Раньше и я, и завучи при подготовке аттестационных документов мучительно вспоминали достижения каждого учите­ля, а теперь открыл портфолио — и всё нужное перед глазами. Портфолио сей­час — одна из основ аттестации» и т.п.
А теперь и от учителей не слышно ни­каких недовольств в связи с повсемест­ным использованием портфолио. Более того, некоторые педагоги увидели в под­готовке портфолио кое-что позитивное для себя. Так, учитель истории Факель-ской средней школы Игринского района Удмуртии, заслуженный работник народ­ного образования республики В.А. Туров пишет мне: «Сначала я был противником составления портфолио, но через два го­да моя позиция изменилась. Эта работа дала мне возможность увидеть себя со стороны; оценить степень своего профес­сионального роста как педагога; сравнить свои достижения с достижениями коллег; подняться в своих глазах (оказывается,
я многое умею и многое могу); мотивировать
себя на ещё большее старание в работе».
Разумные аргументы, не правда ли? Как с ними не считаться, даже если лично мне работа по составлению портфолио не по душе. И вместе с тем…
Образцы
При подготовке статьи я попросил руководи­телей муниципальных методических служб и школ прислать мне структуры используе­мых ими портфолио и образцы портфолио. То, что я получил из разных точек страны, повергло меня в шок. Как понимает чита­тель, мне были присланы лучшие, с точки зрения их авторов, образцы. Потрясение бы­ло вызвано, прежде всего, объёмом: десятки страниц, не умещающиеся в одну папку. Что касается содержания и структуры, то там было всё, что только буйная фантазия (мягко скажем) увлёкшихся людей могла вообра­зить: данные страхового свидетельства, ИНН, копии дипломов, грамот, благодарнос­тей, удостоверений, свидетельств, сертифика­тов о посещенных курсах повышения квали­фикации, ученики — победители олимпиад, планирование на текущий и следующий годы, обязательства, анализ контрольных работ за каждый год (в динамике), методические раз­работки, сведения о публикациях, вычленен­ные противоречия и проблемы собственной педагогической деятельности, предлагаемые способы решения проблем, самооценка эф­фективности всего и вся, научно-методичес­кая деятельность педагога, информация об участии в различных городских, районных, областных форумах, марафонах, фестивалях и т.д., и т.п. — несть числа. Ко всему это­му стоит добавить ещё специальную публич­ную процедуру «Презентация портфолио» в форме ток-шоу (готовятся сценарий и ре­жиссура), а в ряде регионов практикуют ещё «Защиту портфолио», и тогда впечатление серьёзного неблагополучия (болезни) станет не просто очевидным, но и устрашающим.
Причины
Причина, как нам кажется, — в учитель­ской ментальности (психологии). Кто-то из-за страха не пройти аттестацию (от чего зависит и без того нищенская зар­плата) будет писать всё, что от него по­требуют. Простим их. Но не все же та­кие.
Мы с осуждением и возмущением обра­тились к тем, кто наизобретал требования к портфолио учителя, заметим, одобрен­ные органами образования разных уров­ней как передовой педагогический(?!!) опыт: «Как же можно так изощрённо и бессовестно забирать у учителя самый дефицитный его ресурс — время, которо­го всегда не хватает? И всё это на «тво­рение» того, без чего школа обходилась в лучшие годы?».
Руководители методслужб и директора этих школ тут же горячо стали возражать:
«Вы не правы! То, что мы разработа­ли, — всего лишь… рекомендации. Они не обязательны и призваны помочь учите­лю грамотно подготовить портфель своих достижений. Более того, Вы посмотрите, с каким увлечением учителя заняты этой, по сути, методической работой».
Не правда ли, какой невинный, идилличе­ский, якобы проникнутый заботой об учи­теле ответ? А то мы не знаем, во что превращаются рекомендации власть пре­держащих, когда они начинают творить новые бумаги, матрицы, формы отчётов, намекая при этом на возможные труднос­ти при прохождении аттестации!
Для разъяснения своей позиции я пока хочу задать читателю отнюдь не ритори­ческие вопросы:
«Кто, где, когда и установлена ли вообще корреляция (причинно-следственная связь, влияние) объёма портфолио учителя и ка­чества образовательного процесса, резуль­татов образования?»;
«Какая польза детям, ради которых, собст­венно, и существуют школы и учителя в них, от введения объёмных, структурированных и всё увеличивающихся портфолио, если феде­ральное Министерство образования публикует ежегодные данные о том, что качество обучен-ности год от года в России падает?».
Вовсе не хочу винить учителей — они просто жертвы бюрократического произвола чиновни­чества. Дело в другом: я наблюдал, с каким интересом, мотивированно, действительно увле­чённо даже очень хорошие учителя занимались подготовкой, ежегодным обновлением своих портфолио: «Вы знаете, я поначалу очень воз­мущалась нововведением. Но потом мне стало интересно заниматься сбором и оформлением своих ежегодных достижений. Я как-то неза­метно для себя стала заниматься анализом, обобщением, а затем и рефлексией своего опы­та, что прежде тоже делала, но не так систе­матически и не системно» — так (или при­мерно так) ответили мне разные хорошие, се­рьёзные педагоги.
«Его подготовка стала увлекательной для учи­телей» — вот в чём мне представляется нега­тивная суть нововведения под названием «портфолио учителя».
«А как же дети?!» — повторяю я свой вопрос.
Я что-то ни от кого не слышал, чтобы, будучи вечно перегруженными, учителя во весь голос заявляли, что их отрывают от непосредствен­ной работы с детьми, что у них не остаётся времени, чтобы учить, воспитывать, развивать, ходить в музеи, театры, в походы, путешест­вовать, играть и т.п. — общаться с детьми.
Дефицит времени
Напомним ещё раз: время было, есть и оста­ётся наидефицитнейшим ресурсом педагога. Его всегда не хватает для обстоятельной, не­торопливой, продуманной работы с ребёнком. А серьёзная, глубокая педагогика всегда тре­бует продуманности, обстоятельности, нетороп­ливости. Это аксиома. Необходимо понять, что всеобщий закон сохранения (энергии, материи, времени) объективен и действует независимо от нашего желания. «Изобретая» новые разделы, пункты, структуры, требования к портфолио учителя (добавим к этому время на подготовку, проведение пре­зентаций и защит портфолио), мы раз­базариваем драгоценное время учителя и ровно столько, сколько часов, дней и вечеров учитель просидит за рисова­нием, писанием, набором текстов, вы­черчиванием диаграмм, графиков в сво­ём портфолио, столько же он отнимет от непосредственной педагогической ра­боты с ребёнком или от подготовки к ней. В этом и есть вред от порт-фолио в его нынешнем гипертрофиро­ванном, уродливом, карикатурном ис­полнении.
«Ну хорошо, — скажет читатель, — но ведь и польза есть, и она очевидна».
А мы и не отрицаем, что польза может быть. Просто нужно осмотреться, уви­деть явление со всех сторон и оставить в портфолио только то, что отвечает его прямому предназначению как форме ин­теграции текущих результатов професси­онального роста педагогов, т.е. искать оптимальный (максимум результата при минимально необходимых затратах вре­мени) вариант этого документа. И сопо­ставить пользу и вред.
Рекомендации
Изложим наше видение методических требований (т.е. рекомендаций) к порт-фолио в форме постулатов:
      портфолио это портфель (собра­ние, досье) только личных достижений учителя, выраженных в прямой и очень краткой форме («подготовлено», «разра­ботано», «сделано», «издано» и т.п.); участие в чём бы то ни было к портфо-лио не относится;
портфолио не является официальным документом учителя и школы (см. ут­верждённый федеральным Министерством образования перечень документов, предъявля­емых при проверке, — там портфолио нет), а потому и готовится этот личный документ (как и поурочные планы) в произвольной форме, которую определяет для себя сам учитель;
      учителя изначально неодинаковы, каждый из них индивидуален, а потому у них объек­тивно не могут быть одинаковые портфолио ни по содержанию, ни по структуре. Напри­мер, одна учительница взяла сложную тему(идею) и разработала её за много лет от фрагмента урока до методической системы мер всех уроков, занимаясь только самообра­зованием; другая «наполняет» портфолио на­бором сертификатов от всевозможных посе­щенных ею курсов повышения квалификации. Как их портфолио можно сравнивать?
А потому любые попытки чиновников произ­вольно трактовать, унифицировать структуру и содержание портфолио неправомерны. Ес­ли они вводятся как некие единые требова­ния для всех учителей региона или города (района), то только путём издания норматив­ного акта, распоряжения, приказа, которые могут (и должны) быть оспорены в суде лю­бым учителем как противозаконные (любой суд однозначно поддержит сторону учите­лей); если же документ называется «реко­мендациями», то он не обязателен для ис­полнения и вообще не может быть основой оценки работы учителя;
      унифицированные для всех учителей структура и содержание портфолио тольков самом общем виде могут быть введены при обязательном участии в разработке докумен­та самих учителей (представителей их вы­борных органов) и только после их утверж­дения органами учительского самоуправления(решение педсоветов школ, учительских кон­ференций и т.п.).
В заключение отметим: каждое требование к тому или иному пункту портфолио должно быть безупречно грамотным и бе­зукоризненно обоснованным. Мы категориче ски против того, чтобы в портфолио фик­сировалось как достижение учителя число учащихся, успевающих на «4» и «5». Этот показатель справедлив только в том слу­чае, когда методом медико-психолого-педа­гогического (педологического) консилиума показано, что эти данные соответствуют максимальным возможностям детей, опре­делённым в зоне их ближайшего развития. Нужно понять, что если в классе много детей с ограниченными природными задат­ками и доказано, что максимальные воз­можности этих детей — только оцен­ка «3», и если все эти дети учились на «3» (то есть достигли наивысшего воз­можного для них уровня), это свидетельст­во очень хорошей работы учителя.
Небесполезно сравнить процент победите­лей олимпиад с общим числом учащихся класса (классов), где работает учитель, которые учились не на уровне своих воз­можностей, а ниже их.
Точно так же наличие разработанной учителем так называемой авторской про­граммы (альтернативной по отношению к государственной, где тоже есть свои авторы) не должно считаться достижени­ем учителя и не должно заноситься в портфолио, если нет программы экспе­римента по её использованию и сравни­тельных результатов эксперимента, из ко­торых бы следовало, что эта авторская программа по объективным критериям оказалась более эффективной, чем обыч­ная (критерии результативности, эконо­мии времени, появления новых результа­тов образования, которых при работе по обычной программе не было).
      Ну, и наконец, мы обратились в ряд лучших школ страны, где стабильно и уже много лет детям дают образова­ние высокого качества, проверенного не только по текущим и конечным, но и по отдалённым результатам, и в которых никогда не было и нет никакой рабо­ты по подготовке портфолио учите­ля: «У нас в школе этим никто не зани­мается», — ответили нам.
Резюме
Таким образом, наше резюме по работе вокруг портфолио учителя таково:
      эта форма интеграции текущих результатов профессионального роста учителя может иметь место, только если отражает именно результа­ты и в краткой форме, создание и пополнение которой не отвлекает учителей от непосредст­венной работы с детьми и не подменяет её;
      интерпретация результатов, их оценка, ана­лиз процесса работы учителя к портфолио во­обще не относятся, а если учитель принимает решение о необходимости письменного анали­за, обобщения, систематизации и описания своего педагогического опыта, то хорошо бы определить, ради чего, с какой целью это де­лается. Можно понять учителя, когда портфолио собирается для подготовки статьи (ста­тей), будущей книги, диссертации и т.п. Но во всех случаях это может делаться только по ре­шению самого учителя, а не по требованию администрации школы или органов управления образованием, причём форма и структура пап­ки портфолио индивидуальны;
      наши оценки портфолио не имеют никакого отношения к тем педагогам, которые самостоя­тельно ведут педагогический дневник (о кото­ром писал ещё В.А. Сухомлинский), где фик­сируются все события недели, месяца, наблю­дения за учениками, анализ, размышления учи­теля, пометки для себя, где фиксируются до­стижения и неудачи учителя, если ведение та­кого дневника (чем-то похожего на портфо-лио) является частью личной педагогической системы, индивидуального стиля работы учите­ля, что никак не мешает его заинтересованной непосредственной работе с детьми;
администрации школы всегда следует по­мнить, что учителя постоянно перегружены, им всегда не хватает времени даже для фронталь­ной работы с детьми, а уж с группами детей или для индивидуальной работы — тем более. А потому следует создавать все возможные ус­ловия, чтобы это время было, и пресекать странные увлечения тех педагогов, которые го­товы писать бумаги о себе сколько угодно, только чтобы не тратить время на непосредст­венную работу с детьми;
можно признать целесообразность под­готовки портфолио учителя как времен­ной меры управленческого характера для стимулирования и мотивации добросове­стной работы в тех педколлективах, ко­торые по разным причинам оказались разболтаны, разложены, раздираемы про­тиворечиями, групповщиной, интригами, плохим внутришкольным управлением, что бывает при частой смене директоров и их заместителей, при хронической не­хватке кадров, ошибках руководителей
и безграмотном управлении школой;
   проблема не в самом портфолио как форме интеграции текущих результатов профессионального роста педагогов, а в гипертрофии его объёма, что отнимает время учителя, отвлекает его от отдыха, от собст­венно методической работы, от непосредственной работы с детьми.
Уместно будет напомнить, что всё сказанное (может быть польза, а может быть и вред) относится и к подготовке учениками своих портфолио. НО
Народное образование, 2009, №6

Категорія: Матеріали журналу "Народное образование" | Переглядів: 1500 | Додав: Управління_освіти
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Ми в соцмережах
       






Інформаційний партнер
Науково-педагогічна бібліотека Миколаєва

Сайти навчальних закладів

Корисні посилання






























































Управління освіти Миколаївської міської ради © 2016