Пошук


Меню сайту

Форма входу
Реєстрація
  




Радимо переглянути















   
Інші події

Конкурси для учнів

Конкурси для вчителів











Онлайн всього: 3
Гостей: 3
Користувачів: 0


Головна » 2010 » Травень » 11 » Руководство работой с педагогическими кадрами (друга частина)
20:04
Руководство работой с педагогическими кадрами (друга частина)
Марк Поташник,
действительный член Российской академии образования,
профессор, доктор педагогических наук

Особенности руководства педагогами
на разных стадиях
их профессиональной жизнедеятельности
Педагогическую деятельность любого учителя можно разделить (условно, разумеется) на четы­ре стадии (этапа): 1) овладение профессией как ремеслом; 2) обретение мастерства; 3) доведение мастерства до уровня искусства»; 4) эмоцио­нальное (профессиональное) выгорание.
Длительность каждого этапа у всех своя и пе­дагоги не обязательно проходят все четыре этапа: кто-то «застревает» на первом этапе на всю жизнь и остаётся ремесленником в своей профессии; кто-то доходит до уровня мастер­ства или даже выше — до уровня искусст­ва — и заканчивает свою трудовую деятель­ность признанным корифеем в своей профессии. Кто-то (их, увы, немало), к сожа­лению, приходит к стадии полного эмо­ционального (а значит и профессиональ­ного) выгорания.
Первый этап «овладение профессией на уровне ремесла» продолжается обыч­но 3–5 лет после прихода из вуза в школу. Главные задачи учителя здесь: освоить содержание школьного образо­вания, т.е. овладеть практической дидак­тикой и методикой обучения, а также наукой и в какой-то мере искусством управления детьми, т.е. основами воспи­тательного взаимодействия со школьни­ками разных возрастов, классов, групп. Всё это достигается, прежде всего, соб­ственной активностью, добросовестнос­тью, помощью наставников, активным участием в методической работе.
Кроме намерения не упустить время про­фессионального становления, есть более весомая причина, предполагающая не только желательность, но и необходимость отдельной работы с начинающими. Эта причина известна. Особенность ситуации с начинающими педагогами в том, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответствен­ность, что и многоопытные, а коллеги, ад­министрация, родители ожидают от них безупречного профессионализма. У тех, кто в первый год своей работы не полу­чил поддержки от коллег, возникает ощу­щение неполноценности, которое препятст­вует их профессиональному росту. Изве­стны случаи, когда начинающие учителя испытывают шок от столкновения с педа­гогической реальностью профессионального взаимодействия с коллективом коллег и детей в новой для себя роли, так и не находят себя в школе, не могут преодо­леть этот первый этап и покидают педаго­гическое поприще навсегда.
О последующих этапах («мастерство» и «искусство») нет смысла говорить крат­ко, отошлём читателя к нашей книге «Уп­равление профессиональным ростом учи­теля в современной школе» (М., 2009).
А вот третий этап «Эмоциональное (профес­сиональное) выгорание» стоит специально рассмотреть.
Профессия педагога требует очень больших затрат времени и объективно предполагает большую психическую нагрузку, поскольку эмоциональность и даже пассионарность за­ложены в самой природе педагогической дея­тельности, которой они внутренне, органично, неразрывно присущи. Нагрузочные факторы работы педагога могут быть как объективны­ми, не зависящими от личностных качеств человека (сложность объекта работы, её мно­гофункциональность, огромный объём, напря­жённый ритм, внутренняя противоречивость, отсутствие однозначных решений, ответствен­ность), так и субъективными (неумение учи­теля оптимально организовать свой труд, низ­кая стрессоустойчивость, слабая психологиче­ская защищённость, ошибка (а потому и не­удовлетворённость) в выборе профессии, не­умение управлять своим состоянием, приме­нять способы саморегуляции для снятия эмо­ционального напряжения, отсутствие восста­навливающего здоровье полноценного отдыха. В итоге многие педагоги переходят в стадию «эмоционального выгорания».
Выгорание — это метафора, означающая долговременную стрессовую ситуацию и синдром, развивающийся на фоне хрони­ческого перенапряжения и ведущий к исто­щению эмоционально-энергетических ресур­сов человека, чья профессиональная дея­тельность связана со сферой общения. Про­фессиональное выгорание возникает в ре­зультате внутреннего накапливания отрица­тельных эмоций без соответствующей «раз­рядки» или «освобождения» от них. Синд­ром «эмоционального выгорания» называют «психическим», «профессиональным выгора­нием», он превратился в болезнь многих пе­дагогов, которая нуждается в профилактике и лечении. Это неприятное болезненное со­стояние возникает у многих людей, работа­ющих в системе «человек-человек», имею­щих многочисленные и разнообразные кон­такты с другими людьми.
Профессиональное выгорание возникает не мгновенно, а накапливается посте­пенно и незаметно. Когда его симптомы становятся очевидными, часто уже ма­ло что можно изменить.
Профессиональному выгоранию способст­вуют систематическая перегрузка, неудов­летворённость своим профессиональным ростом, отсутствие положительных оце­нок, поощрений в работе (возможно, что из-за синдрома профессионального выго­рания у руководителей), неопределённость объёма работы из-за нечёткости функцио­нала, превалирование в педколлективе ду­ха конкуренции при отсутствии интегра­ции усилий учителей. Всё названное, заметим, — дефекты руководства.
А теперь ответим на главный вопрос: «Какова же роль управленческого действия и функции руководства в предупреждении и предотвращении профессионального выго­рания учителя?». Она состоит, прежде все­го, в раннем просвещении учителей об этом негативном явлении и проведении специаль­ных методических занятий психотерапевти­ческого характера, системы тренингов, по­могающих учителям выйти из тяжёлого син­дрома, выстраивание руководителями ком­плексной системы психологической под­держки учителей, обеспечивающей измене­ние существующего (изматывающего, пси­хически агрессивного) уклада жизни школы, организация коллективного отдыха учителей и предоставление возможности полноценного отдыха и лечения. Образовательное прост­ранство школы должно быть психологичес­ки безопасным и комфортным и для уча­щихся, и для учителей. НО

Категорія: Матеріали журналу "Народное образование" | Переглядів: 886 | Додав: Управління_освіти
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Ми в соцмережах
       






Інформаційний партнер
Науково-педагогічна бібліотека Миколаєва

Сайти навчальних закладів

Корисні посилання






























































Управління освіти Миколаївської міської ради © 2016