Пошук


Меню сайту

Форма входу
Реєстрація
  




Радимо переглянути















   
Інші події

Конкурси для учнів

Конкурси для вчителів











Онлайн всього: 33
Гостей: 33
Користувачів: 0


Головна » 2010 » Травень » 19 » ШКОЛА И ИНТЕРНЕТ (часть первая)
20:39
ШКОЛА И ИНТЕРНЕТ (часть первая)
А.Ю. Уваров,
доктор педагогических наук

... Сегодня школа, как и другие элементы инфраструктуры, требует кардинальной модернизации. Одобрение инициативы по информатизации образования со стороны нового президента можно рассматривать как практический шаг нового руководства России в поддержку прерванного на десятилетие последовательного движения отечественной школы по пути подготовки будущих граждан России к жизни в информационном обществе.
Нет сомнений, что инициатива Министерства образования по подключению сельских школ к Интернет, которая с необходимостью должна затронуть все базовые проблемы перестройки образования, могла бы стать основой для такой программы.
Ложка дегтя
К сожалению, есть основания полагать, что этого может и не случиться. Приглядимся к ситуации с информатизацией школы подробнее.
Ни у кого не вызывает удивления, что специалисты из ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникации, которые взяли на себя тяжкое бремя головной организации по подготовке соответствующей программы, не слишком вдаются в обсуждение «вопросов дидактики». Они говорят, что их задача – разработка «единой информационной среды системы образования». Остальное – дело школьных учителей. И связистов можно понять: дорожных строителей не интересует, что будет твориться в школьных автобусах, для которых им поручено возводить специализированную магистраль. Конечно, они должны спросить, сколько и каких транспортных средств будет двигаться по этой магистрали, но это уже заботы заказчика. В проекте структуры программы развития единой образовательной информационной среды на 2001-2005гг. педагогические цели и результаты работы почти не обсуждаются. Во главу угла ставится «анализ состояния информационных ресурсов и сетевой инфраструктуры системы образования». Все содержательные педагогические вопросы сведены к «методическому сопровождению учебного процесса с помощью электронных средств поддержки». Вопросы, связанные с собственно учебным процессом, не поднимаются, не обсуждаются, не финансируются.
Но, может быть, никакой педагогической проблемы и нет? Может быть, в школе все готовы воспользоваться Интернет и хорошо знают, что нужно делать? Однако, всем понятно, что простого знакомства с Интернет, для полноценного использования в учебном процессе, явно недостаточно. Собственно, это не может даже являться задачей школы. Действительно, если школьников нужно просто познакомить с Интернет, то для этого хватит "интернет-кафе" и "интернет-клуба". И это верно: в школе же не учат, как включать телевизор. Для доступа к Интернет давно используется дружественный интерфейс, ориентированный на массового потребителя. Специально «изучать Интернет» не нужно. Поэтому, когда говорят, что Интернет будет использоваться в учебном процессе, то реально предлагаемые идеи делятся на четыре группы. Интернет предлагают использовать для:
         поиска информации по учебным вопросам,
         проведения учебных телекоммуникационных проектов,
         доставки учебных видеопрограмм,
         повышение квалификации учителей. Рассмотрим их внимательнее.
Поиск информации по учебным вопросам
Как известно, традиционный учебный процесс ориентирован на «стабильный учебник». Сегодня (как и вчера) для каждого учебного предмета ежегодно издаются учебники и задачники, хрестоматии, материалы для дополнительного чтения, справочники и словари. Это сотни печатных листов книг, переиздаваемых ежегодно. И этих материалов нет в Интернет. Да и не будет, поскольку они защищены законом об авторском праве. Поэтому искать в Интернет собственно учебную информацию бессмысленно. А чтобы искать другую информацию, нужны соответствующие мотивы.
Большую часть «нестандартных» вопросов школьников (и учителей) покрывают традиционные энциклопедии и словари. Собственно, для этого они и были изобретены в эпоху Просвещения. А часто ли обращаются к ним школьники и учителя? Учебный процесс в современной массовой школе специально спроектирован так, чтобы все необходимое для учебной работы можно было найти в материалах обязательного учебно-методического комплекта. У учащихся не должно (и не будет) появляться учебных вопросов, по которым надо искать информацию в Интернет. Традиционному школьнику никакая учебная информация из Интернет просто не нужна.
Проведение учебных телекоммуникационных проектов
Учебные телекоммуникационные проекты появились в российской школе около десяти лет назад. Их первое серьезное исследование было выполнено в рамках экспериментального проекта ШЭП, который проводился по программе ВНТК «Школа» по инициативе академика Е.П. Велихова и руководителя программы, профессора А.Л. Семенова. С тех пор в учебных телекоммуникационных проектах участвовали тысячи школьников и учителей в разных уголках России. Все принципиальные выводы, сделанные в ходе этого проекта около десяти лет назад, подтверждаются практикой и сегодня. При проведении качественных учебных проектов учащиеся становятся в позицию исследователей и им действительно нужен Интернет. К сожалению, существует принципиальное противоречие между требованием "слабой структуризации" учебной работы, диктуемым исследовательской позицией участников таких проектов, и требованием "сильной структуризации", которое диктуется необходимостью управляемого развертывания учебной работы в условиях школы. Чтобы стать составной частью школьной практики, работа по учебным телекоммуникационным проектам должна вестись учащимися в рамках общеобразовательных учебных дисциплин. Существующие программы и учебно-методические комплекты для этого непригодны. Они создавались для других условий. Нужны принципиально новые широкомасштабные разработки, ориентированные на цели образования «жителя информационного общества». Чтобы действительно использовать учебные телекоммуникационные проекты, надо перейти к новому содержанию образования, создавать новые учебно-методические комплекты. А это, как всем известно, сложнейшая научная и методическая задача, которую нельзя решить за один-два года. Учебные телекоммуникационные проекты как форма учебной работы находятся в противоречие со сложившейся учебно-методической системой традиционной школы. Будучи рассмотрены сами по себе, они представляют всего лишь одну из форм факультативной учебной работы.
Доставка учебных видеопрограмм
Производители видеопродукции – телевизионные компании – пытаются предложить Министерству образования свое видение разумных путей использования Интернет в учебном процессе. Их конек – учебное телевидение. Асинхронные схемы доступа в Интернет действительно предоставляют заманчивые технические решения по «доставке на заказ» мультимедийных учебных материалов, включая учебные видеопрограммы. К сожалению, и это решение не жизненно. Прежде всего, соответствующие видеопрограммы еще надо подготовить, и неизвестно, каково будет их методическое качество. Во-вторых, существенно дешевле распространять эти программы на видеокассетах или через «прямой эфир» по существующим телевизионным каналам, не привлекая для этого Интернет. И, в-третьих, хорошие видеопрограммы должны быть встроены в учебный процесс. Чтобы доставлять на урок, их надо готовить в соответствии с темами учебного плана. А это опять научно-методическая, а совсем не техническая работа.
Повышение квалификации учителей
В упоминавшейся выше программе 2001-2005гг. есть пункт «Повышение квалификации и профессиональной переподготовки научно-педагогических, педагогических, административных и инженерно-технических кадров». Имеется в виду подготовка персонала к обслуживанию технических и программных средств создаваемой компьютерной сети. Это самостоятельная тема, которой мы не будем здесь касаться. Нас волнует проблема повышения квалификации учителей, которая нужна для выполнения ими своих основных обязанностей. Для этого, действительно, нужен Интернет. Как показывают проведенные исследования, простая электронная почта может действительно творить чудеса. Учитель перестает чувствовать себя изолированным от своих коллег в других школах, идет интенсивный обмен педагогическими находками, повседневная жизнь учителя преображается. Однако для этого надо разрабатывать соответствующие методические средства, привлекать опытных методистов, обеспечить каждому учителю постоянный доступ к компьютеру и в школе, и дома. Если решать данную задачу, то надо снабжать компьютерами не школы, а учителей, и устанавливать эти компьютеры и в школе, и у них дома.
Автор статьи – убежденный сторонник использования Интернет в современной школе. Более того, он убежден, что Интернет здесь нужен не меньше, чем телефон. Но телефон, который есть практически в каждой школе, к сожалению, крайне редко используют в учебном процессе. Надо приложить немало педагогической выдумки и усилий, чтобы телефонные конференции показали свои образовательные возможности. Да и не предусмотрены они ни действующим учебным планом, ни методическим разработками. Новые технические средства способны творить чудеса, но сами по себе эти чудеса не происходят. Чтобы чудо «случалось», нужна соответствующая культура в организации, где эти средства используются.
Итак, не требуется подключать сельские школы к Интернет, чтобы просто познакомить селян с новым «электронным чудом». Сельские школьники вряд ли начнут искать в Интернет информацию, которая им не нужна. Учебные телекоммуникационные проекты – хорошее средство «запустить» процесс изменений в содержании, методах и организационных формах учебной работы. Развиваемые сами по себе, без связи с учебными предметами обязательного учебного плана, они быстро превращаются в одну из многих факультативных форм внеклассной учебной работы. Учебные видеопрограммы не встроены в методическую систему современной школы, поэтому обсуждать оптимальные средства их «доставки» в школу (видеозапись, телевещание или Интернет) не имеет смысла. Использование Интернет для повышения квалификации и поддержки учителя, которому он не нужен для основной производственной деятельности, у которого нет постоянного доступа к Интернет из дома и со своего рабочего места, у которого нет необходимости постоянно пользоваться компьютером, – пустая затея.
Заканчивая давиться ложкой дегтя, давайте еще раз оглянемся на то, как школьники используют Интернет (там, где он есть) сегодня. В школе это, как правило, занятия по информатике. Немногое остальное – инициативная работа учителей-энтузиастов: телекоммуникационные проекты и другая факультативная работа (оформление школьной странички и т.п.). Во внешкольных Интернет-центрах это, прежде всего, компьютерные игры и чаты. Мы уже знаем по собственному опыту, что слабо контролируемый доступ детей в Интернет обязательно порождает проблемы, связанные с «нежелательными формами его использования». Порно и хакерские болезни – хорошо известные негативные стороны доступа детей во всемирную паутину. В Интернет можно научиться не только хорошему… Школа и учащиеся – живые целеполагающие системы. Всякую внешнюю инновацию они либо отвергают, либо приспосабливают для достижения своих текущих целей.
Нет сомнений, что большая часть установленных в школах компьютеров с доступом к Интернет просто не будет использоваться. И это еще не самое страшное: это оборудование, по крайней мере, никому не навредит. Для каких своих «не конвенциональных» нужд применят достижения информационного века селяне на остальных работающих компьютерах, мы можем пока только гадать. Чтобы этого не случилось, Интернет должен появляться в школе не сам по себе, а как средство решения ее основных задач.
Специалисты в области системного анализа говорят: «Всякая действительно сложная проблема имеет, как минимум, одно очевидное и простое … неверное решение». Подключить сельские школы к Интернет – очевидное и простое неверное решение проблемы совершенствования образования. Оно не решает ни одной из существующих проблем образования, а порождает новые («Что теперь делать с этим Интернетом?)», отвлекает значительные людские, материальные и финансовые средства от действительно важных, срочнейших и давно наболевших проблем информатизации школы.
            Очевидно, что сегодняшней сельской школе Интернет сам по себе не нужен. Не менее очевидно (хотя мы этого пока не обсуждали), что без Интернет новой школы не создать. Да и что это такое за «новая школа», для которой Интернет жизненно необходим? Продолжение следует

Категорія: Педагогічна інформатика | Переглядів: 851 | Додав: Управління_освіти
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Ми в соцмережах
       






Інформаційний партнер
Науково-педагогічна бібліотека Миколаєва

Сайти навчальних закладів

Корисні посилання






























































Управління освіти Миколаївської міської ради © 2016