Пошук


Меню сайту

Форма входу
Реєстрація
  




Радимо переглянути















   
Інші події

Конкурси для учнів

Конкурси для вчителів











Онлайн всього: 3
Гостей: 3
Користувачів: 0


Головна » 2011 » Вересень » 2 » «Сопротивляющаяся реальность» образовательных технологий
19:10
«Сопротивляющаяся реальность» образовательных технологий
Вершинин Сергей Владиславович,
заведующий информационным центром,
кандидат технических наук, Ульяновского
институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования

Что дают школе информационные технологии? Странный, казалось бы, вопрос, тем не менее, заставляет задуматься над мифами и реальностью компьютеризации образования.

Существенной составляющей планов модернизации российского образования является компьютеризация. Журналы, конференции и т.п. заполнены материалами о школьных ИТ-достижениях. Постоянно говорится о «прорывных технологиях обучения» на базе компьютеров, о принципиальном повышении качества и доступности образования посредством использования сети Интернет.
На практике обнаружить улучшения не так легко. Собственно новых информационных технологий в сегодняшней педагогической практике используется немного. Как правило, новой технологией объявляется механическая замена школьной доски на компьютер с проектором.
Многие материалы, в названии которых упоминается «методика компьютерного урока», рассказывают просто о том, какие сообщения выводит на экран описываемая обучающая программа.Статьи и книги о компьютерах в образовании зачастую построены по незатейливой схеме, представляя собой большое предисловие, за которым, однако, не следует часть основная.    
Для придания правдоподобия несуществующим достижениям требуется, чтобы их описания не отражали реальность, а педантично заменяли то, что есть, на то, что должно быть. Регулярное воспроизводство этих описаний создаёт иллюзию, что результаты эти где-то совсем рядом. Как же им не быть, ведь о них постоянно говорят! Формируется нечто вроде виртуального мира, живущего и развивающегося по своим правилам, и не связанного с миром реальным.
Если приводить конкретные педагогические технологии и результаты их применения, вас могут уличить в подтасовках, поскольку это легко проверяется. Совсем другое дело, если свои действия и планы вам удалось подать как приемлемый и престижный текст. Например: используются современные информационные технологии, реализуется индивидуализация и дифференциация обучения, обеспечивается индивидуальная траектория развития, проявляется забота о будущем нации, гарантируется доступность качественного образования.
В области компьютеризации такое манипулирование облегчается тем, что для большей части населения нашей страны компьютер остаётся чем-то существующим вне повседневного опыта, недоступным и непонятным.
Слава Интернету!
При конструировании нового текста сосредоточение внимания на отдельных фрагментах позволяет отвлечь от сопротивляющейся реальности. Вместо здания в целом предлагается проект отдельных его элементов. Причём вовсе не обязательно, чтобы эти элементы были принципиально важными или хотя бы существенными. Именно такой подход и позволяет создавать островки роскоши вместо восстановления разрушенной инфраструктуры системы  жизнеобеспечения. Компьютер в этом отношении используется как символ процветания, самых передовых технологий и высокого уровня жизни.
Впрочем, цели, заявляемые в виртуальной реальности, могут и отражать реальные потребности. Проблема в том, что предлагаемыми для их достижения средствами получить ожидаемый результат невозможно. «Прорывные технологии обучения» существуют не в американской школе, которую нас заставляют срочно копировать, а в альтернативной действительности реформ.
Интернет способен удовлетворить множество потребностей, большую часть которых он сам и создаёт. Интернет, это, во многом, индустрия развлечений. Нужно ли это школе?
Действительно, через Интернет можно найти весьма много информации. Но, избыточная информация приводит к тому, что она перестаёт восприниматься. Она всегда под рукой, поэтому совсем не обязательно ей пользоваться. В любой момент можно найти тексты тысяч книг (на пиратских сайтах), поэтому ... читать будем когда-нибудь потом.
В качестве одного из критериев оценки учителя национальный проект образование предусматривает объём времени, которое учитель и его ученики проводят в Интернете. Именно на таком уровне – не как они его используют, а, сколько времени проводят. Даже здесь нет ответа: а зачем школе Интернет?
Для школы наиболее чувствительным достижением новых информационных технологий стал новый уровень технологии списывания. Зачем что-то делать самому, если проще взять чужую работу из сети?  
Идея обучения через Интернет сама по себе представляется заманчивой.Обучаешься у себя дома, в наиболее удобное время и в наиболее подходящем темпе. Даже учебные материалы получаешь, не выходя из дома.  Но снова возникает вопрос – зачем в школе учитель? Не лучше ли всех учеников перевести на самостоятельное обучение? Пусть сидят себе дома и учатся «по индивидуальной траектории»... Но, видимо, ещё остались люди, понимающие, что вовсе не все дети способны изучить школьный курс самостоятельно.
Больше компьютеров!
Персональных компьютеров, становится все больше. И на работе, и в школе, и дома. Аппаратное и программное обеспечение быстро развиваются. К сожалению, в большой степени это развитие определяется интересами рынка, которые редко совпадают с интересами общества. Рынок формирует потребности, выгодные ему, а не обществу.
Так компьютер усиленно превращают в электробытовой прибор – «домашний центр развлечений» с ограниченной функциональностью и завышенной стоимостью. Бывает, что такие компьютеры даже не комплектуются клавиатурой, хотя обязательным считается их подключение к Интернету. В этом контексте идея всеобщего компьютерного обучения вызывает вопрос – нужно ли этим заниматься школе? Может быть, тогда обучать и пользованию телевизором? Или дети научатся этому сами, да ещё и быстрее, чем в школе?
В рассмотрение эффективности новых информационных технологий не включается, в частности, стоимость самих компьютеров.Иногда это формулируется открыто: «ведь учебники дорогие – а компьютерную программу легко переписать бесплатно». (Кстати, переписывание программ без разрешения автора является пиратством). Случается, что рассматриваемое средство действительно даёт некий выигрыш, но он оказывается незначительным на фоне затрат на его реализацию, и общая эффективность получается отрицательной.
Как во много раз увеличить затраты связанные, например, со школьной доской?
1.Можно заставить использовать фломастеры вместо мела (это потребует специальную доску, салфетки, растворители, очистители и пр.). При этом можно ещё и изобразить заботу о детях – дескать, меловая пыль опасна для здоровья (а пары растворителей не опасны).
2. Можно вместо доски использовать видеопроектор. Снабдить доску координатным датчиком и принтером, позволяющим распечатать написанное на доске.
3. Подвесить доску на рельсы и перемещать её с помощью электромоторов с дистанционным управлением.
Всё это, в принципе, может действительно оказаться удобным в некоторых ситуациях, но абсурдно увеличенная стоимость таких устройств делает нецелесообразным их массовое применение. Тем не менее, всё это предлагается сегодняшней школе совершенно серьёзно. Впрочем, какие шутки с такими деньгами. Стоимость «интерактивной доски» начинается в районе сотни тысяч рублей, а по своей функциональности она соответствует манипулятору «мышь», только очень неудобному и неэргономичному.
Ещё больше компьютеров!
Чтобы компьютер был эффективным, он должен быть персональным.Доступ к нему должен предоставляться тогда, когда он необходим. Один компьютер на школу или один компьютерный класс обеспечить этого не в состоянии. Для школы в 900 учащихся один компьютерный класс означает, что каждый ученик может попасть в него на 1 час в неделю.
В «информатизированных» странах, на которые нам предлагают равняться, нормой считается 1 компьютер на 2-3 учащихся. То есть, на ту же школу в 900 учащихся понадобится 300-450 компьютеров – 30-40 компьютерных классов.
Британское Королевское экономическое общество провело в целом ряде европейских стран изыскания о коэффициенте полезного действия компьютера в качестве учебного инструмента. В том, что этот инструмент в высшей степени эффективен, сомнений, кажется, не было до последнего времени ни у кого. Иначе программы обучения в британских школах не стали бы превращаться в дигитальные (цифровые), а компьютер не вытеснил бы потихоньку учебники, да и саму школьную доску из класса. Оказывается, обольщаться на его счет поспешили. Результаты исследования свидетельствуют, что чем меньше ученики пользуются компьютерами в школе и дома, тем лучше их результаты в контрольных работах по родному языку и математике.
Королевское экономическое общество выступило посему с заявлением, гласящим следующее: «Несмотря на многочисленные заявления политиков и разработчиков программной продукции, имеющиеся данные свидетельствуют, что использование в школах компьютеров не приносит пользы в повышении базовых навыков чтения и счета».
Однако сюрпризы на этом не кончаются. Еще одно заключение того же исследования режет под корень и другое устоявшееся убеждение. Оказывается, доблестное владение компьютером влияет на шансы успешного трудоустройства и успешного заработка не более, чем умение пользоваться телевизором или карандашом».
Ученые пришли в ходе этого исследования к однозначному заключению, что в школах, которые до зубов вооружены компьютерами, ученики показывают худшие результаты, нежели там, где компьютеров негусто. Почему же? Оказывается, потому, что компьютеры подменяют собой и не дают продвигаться другим, более эффективным формам обучения.
О проекторах и презентациях
Итак, в виртуальной реальности реформ использование компьютеров в школе, особенно средств сети Интернет, создало технологии обучения, принципиально улучшившие образование. В чём заключаются эти улучшения, и по каким параметрам они наблюдаются – всё это остаётся на уровне вводных лозунгов. Всеобщей эйфории нисколько не мешает констатация снижения качества образования на всех уровнях.
 А основным способом их использования стали «презентации». Программа для подготовки рекламных листков коммерческих фирм неожиданно была объявлена революционным средством обучения. Учителя с радостью помещают конспекты своих уроков в «презентацию» и совершенно серьёзно рассказывают об этом, как о творческих достижениях.
Сам факт использования компьютера и проектора уже считается показателем резко возросшей эффективности урока. Это подкрепляется наукообразными рассуждениями о том, что одну и ту же информацию одни люди лучше воспринимают на слух, другие на вкус, и так далее.  
При полном отсутствии связи с реальностью процесс создания презентаций становится интенсивным и перманентным. Такая работа не требует ни квалификации, ни мыслительных усилий, поэтому ставится на поток. Деятельность переключается с содержания на оформление. Кадры презентаций становятся всё менее информативными. Их назначение – отвлечь слушателя от того, о чем говорит автор.
Электронные учебники
Следующей по упоминаемости новой информационной технологией является использование «электронных учебников». Их полезность также постулируется самим фактом существования материала в компьютерном виде. Что такое электронный учебник, остаётся неопределённым, и разные авторы, пользуясь этим, дают простор своей фантазии, конструируя всевозможные неинструментальные определения. Доходит просто до визгливого лопотания, когда, например, автор заявляет, что им выведена «формула электронного учебника».
Дополнительным аргументом считается бесплатность их тиражирования (компьютер загадочным образом тоже считается бесплатным). А ведь ни о какой бесплатности электронных учебников речи нет. Они создаются как товар и предназначаются для продажи. Переписывание чужих материалов без разрешения автора является воровством, или, как сейчас модно говорить, пиратством.
Нужно обратить внимание на то, что читать текст с экрана существенно тяжелее, чем печатный текст: глаза устают заметно быстрее, и даже голова работает заметно хуже. А разрекламированные возможности наложения на текст структуры ссылок оказались для учебников бесполезными (хотя для справочников она может быть и удобной).
О программных продуктах
На рынке учебных программ существуют сотни и тысячи программных продуктов для школы – по самым разным предметам. В целом, их полезность хорошо характеризует опыт применения пакета программ, поставлявшегося вместе с компьютерными классами в сельские и городские школы по «президентской программе». В него вошло больше 20 компакт-дисков, отобранных по специальному всероссийскому конкурсу. После полутора лет эксплуатации этих программ в школах страны был сделан вывод, что, к сожалению, для школ они непригодны.
Причин здесь много:
  • разнобой школьных программ по каждому предмету;
  • качество самих компьютерных программ;
  • структура процесса обучения в школе;
  • недостаточная «компьютерная» квалификация учителей и т.д.
Но принципиальным является то, что все эти программы ориентированы на самостоятельную работу учащихся. В школе они могут быть использованы как дополнительный материал для занятий, с соответственно незначительной долей времени, отводимого на них.
Неужели, всё так плохо?
Да нет, вовсе не всё. Компьютеры существуют и развиваются. Люди используют их для самых разных целей. Существуют специалисты по самым разным сторонам «компьютерной жизни».
Только вот школа выпала из этой жизни и живёт в изолированном, сконструированном для неё виртуальном пространстве.А пока образование живёт в этом мире с его фантастическими результатами, не будет даже тех сравнительно скромных реальных результатов, которые оно может получить от использования компьютеров. Их место по-прежнему будут занимать уродливые фантомы, и на поддержку этих фантомов будут уходить огромные рабочие и денежные ресурсы.
Сложно сказать, реален ли выход из созданного положения и какова дальнейшая судьба информационных технологий в школе. Остаётся надеяться, что с ростом квалификации пользователей им будет легче оценивать результаты компьютеризации не по чужим лозунгам, а по своим достижениям. И компьютеры в школе займут подобающее им место одного из вспомогательных технических средств обучения.
Журнал "Директор школы"

Категорія: Педагогічна інформатика | Переглядів: 728 | Додав: Управління_освіти
Всього коментарів: 1
1  
Hot damn, looikng pretty useful buddy.

Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Ми в соцмережах
       






Інформаційний партнер
Науково-педагогічна бібліотека Миколаєва

Сайти навчальних закладів

Корисні посилання






























































Управління освіти Миколаївської міської ради © 2016