Пошук


Меню сайту

Форма входу
Реєстрація
  




Радимо переглянути















   
Інші події

Конкурси для учнів

Конкурси для вчителів











Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0


Головна » 2011 » Лютий » 24 » Учат в школе, учат в школе, учат в школе
20:12
Учат в школе, учат в школе, учат в школе
Татьяна Савченко

Все ученые родом из детства…

Думаю, многие согласятся, что путь к признанию в научном мире достаточно долгий, и начинается он в детские годы. Помимо, безусловно, самих родителей, помочь ребенку развить и реализовать способности призваны много людей: воспитатели в детском садике, школьные педагоги, руководители кружков и секций, репетиторы и мн. др.

Наблюдая за реалиями обучения и воспитания детей, иногда становится грустно от сложившейся ситуации, несмотря на многочисленные новейшие научные подходы в педагогике, на «антропологически совершенные образовательные технологии», с которыми нас знакомят в ВУЗах и т.п. Школьные будни наших детей насыщены далеко не всегда положительными событиями. Порой просто поражаешься средневековым «замашкам» некоторых педагогов, благодаря которым любое творческое начало может быть пресечено на корню.

Быть добрыми и отзывчивыми, инициативными и самостоятельными учат в школе. На словах. По утверждённой программе. А на деле, те же самые преподаватели, которые об этом говорят, своими поступками говорят ещё громче. Но, к сожалению, часто о другом и прямо противоположном.

Простой пример. Мой сын учится в киевской гимназии – обычной государственной школе с языковым уклоном, но с претензией на право считаться элитной. Один из лучших по успеваемости учеников в классе. Он любит читать, писать небольшие рассказы, решать математические головоломки, увлекается шахматами, дополнительно занимается английским языком, пробует себя в музыке, много знает об античной истории. История войн – его отдельное увлечение. Практически о любом известном, и даже не очень известном, сражении, он может долго рассказывать вплоть до состава армий и особенностях их экипировки, построений и т.п., ссылаясь на различные источники. Отличная память позволяет ему дословно запоминать прочитанное и воспроизводить информацию достаточно четко, иногда даже через год. Это не самореклама родителей, влюбленных в свое «чадо», а описание исходной ситуации, позволяющей понять то, как любые способности в школе можно или развить, или уничтожить…

Я не требую от ребенка беспрекословного и идеального выполнения школьных заданий. Потому как считаю, что это не разумно. На мой взгляд, только то, что познается с интересом, может принести положительные плоды. А «обязаловка» вызывает охлаждение к учёбе. Он ведь не собирается становиться ювелиром, где нужна точность и глазомер. Он не планирует работать на атомной электростанции, или быть хирургом, где требуется очень высокий уровень ответственности, внимательности и аккуратности. Ему присущи аналитические способности, желание познавать мир так, как ему хочется, а не в узких рамках школьной программы. Наверняка, что-то подобное могут сказать о своих детях многие родители.

Но, к сожалению, это совсем не стыкуется со школьной программой и ожиданиями некоторых учителей. Дети, выходящие за «рамки» учительского спокойствия, становятся неудобным для них.

Об этом говорят итоговые оценки и некоторые сопутствующие им ситуации. Учительница по истории поставила недавно за «тематическую» работу оценку «9». Ребенок попытался выяснить «Почему?». Тем более, что они проходили темы, в которых он очень начитан сверх программы и чувствует себя «как рыба в воде». Состоялся диалог. На вопрос учительницы «Ты хочешь сказать, что всё знаешь?! Могу проверить», сын с готовностью к проверке ответил «Проверяйте!». За этим последовала любопытная фраза учительницы «Такого ХАМСТВА я ещё не видела!». А он-то просто хотел, чтобы его реальные знания заметили и оценили. Но в итоге произошёл сухой опрос по всем датам по теме. Не по событиям – по датам! Любимая уловка некоторых «экзаменаторов» – любого можно поймать на ошибке. При этом сами историки иногда допускают, что даты могут быть приблизительными, и в различных источниках могут отличаться. Особенно по древней истории.

Ребенок ошибся в двух датах из восьми: в одной на 5 лет, а другой действительно не знал. Но, при этом, он мог назвать десятки других дат, относящихся к тому историческому периоду и более важных, на его взгляд. А в одной важной дате ошиблась сама учительница, но не захотела этого признать. И даже после аргументов сына, зачла ему ответ как ошибку. Это что? Соревнования «кто кого»? Или обычное оценивание знаний школьника?

Почти похожая ситуация с написанием изложения по произведению А. П. Чехова. Почему оценка «6»? Сделала замечание сыну, что нужно лучше готовиться к занятиям. Он посмотрел на меня так, что «стало ясно, что дело тёмное». Оказалось, что он достаточно точно по памяти воспроизвел материал, а учительница решила, что ученик банально списал с книги. Понимая, что он просто запомнил это небольшое произведение наизусть, я сказала: «Но ты же знаешь, что от вас ждали изложения СВОИМИ словами». Он ответил, что написал изложение от имени «вообще другого персонажа», но прямую речь, судя по всему, написал дословно.

Ладно, если бы учитель новый, который ещё не знает способностей своих учеников. Но она является классным руководителем сына уже около двух лет и столько же времени преподает у него два предмета. Поэтому я поздравила его с успехом, ведь «даже учительница не смогла отличить написанное им от написанного Чеховым».

Некоторые могут возмутиться, что, мол, родители сами поощряют такое отношение к учёбе, а потом удивляются «почему оценка «6». Да, я поощряю творческий свободный подход к учёбе. Поскольку вызубренное «для галочки» очень быстро вытесняется новыми аналогичными «знаниями», которые вытесняются следующими и т.д. Таким образом 10–11 лет из жизни ребёнка превращаются в конвейер по переработке и утилизации знаний. Эта огромная часть жизни проходит у детей в каждодневном тягостном ожидании неприятных ситуаций, а у некоторых даже в постоянном страхе перед ошибками, перед негативной реакцией учителей, а затем и родителей. И это всё вместо увлекательного познания и усвоения знаний, которые могут пригодиться в дальнейшей жизни ребёнка. Кому это нужно? Детям? Родителям? Учителям? Государству?

Итак, какие выводы может сделать школьник по итогам такой учёбы? Чему учит школа? Вывод напрашивается грустноватый: удобнее всего быть посредственным в учёбе, но приятным учителю…

Немного о поведении, ценностях и воспитании

Моему сыну, как и любому нормальному человеку, неприятно, когда его обвиняют в том, чего он не делал. Причем ещё более неприятно, если обвиняющая сторона даже не пытается выяснить истинный ход событий. Кому нравится, когда его делают виноватым? Наверное, только тем, у кого есть определённые психические отклонения.

Таких ситуаций в школе – хоть пруд пруди, мало не покажется. Некоторые учителя даже не делают вид, что пытаются выяснить ситуацию, они просто навешивают ярлыки и потом отчитывают ребенка за присвоенный ему же ярлык. И даже рот открыть не дают в свою защиту. Иногда, после того, как ситуация всплывает, могут последовать извинения.

Обвиняя своих подопечных в различных плохих проявлениях, не разобравшись в ситуации, они же сами и провоцируют эти проявления. Ведь, ребёнок, вытерпев, пережив раз-другой несправедливую ситуацию, может решить: «Раз меня таким считают, значит, я могу себе это позволить. Тогда хоть не так обидно, когда меня в этом будут обвинять».

И кто после этого будет уважать такого учителя? Не удивительно, что школьники между собой называют такую учительницу «дурой» или, в лучшем случае, чем-то помягче, и стараются избегать лишнего общения с ней. В то же время она почему-то считает, что «меня боятся, а значит – уважают» и гордится своим «авторитетом» среди школьников… Похоже на бред не вполне здорового человека, не правда ли? А это реалии, в которых живут наши дети. И нужно ли их ругать за столь некорректные и неуважительные высказывания в адрес некоторых учителей?

Но дети, которым дома прививают нормальные человеческие ценности, болезненно воспринимают ситуацию, когда их ставят в условия, при которых проще сказать неправду, чем сказать правду, а потом выслушивать тираду о том, какой он нехороший и т.д. и т.п.

Привожу простой пример: у ребенка заболела голова – видимо, простыл. Подошёл отпроситься с классного часа, который проводился после уроков. Но, умудренный предыдущим опытом общения со своей «классной», назвал не истинную причину, а соврал, сказав, что у него занятия по музыке. Таким образом он избегал ситуации, когда ему пришлось бы выслушивать возмущения учительницы о попытках «увильнуть» и примеры её самоотверженности в похожих жизненных ситуациях («Я, в отличие от тебя, такого несамоотверженного, с температурой 38 градусов в командировки ездила» и т.п.). Да и зачем выслушивать? К патологическим врунам ребенок явно не относится. Но в данной ситуации обман показался ему более простым способом решения ситуации, чем выслушивание нравоучений и ощущение своей ничтожности по сравнению с «великой героиней»…

При такой классной и школьной «атмосфере» учителя своими действиями приучают к вранью и изворотливости, а затем героически с этим борются, порицая и подлавливая на лжи своих воспитанников. Замечательно, не правда ли?

Некоторые учителя считают, что они умнее и, главное, хитрее всех на свете. Упомянутая нами «классная» просто гордится своими артистическими способностями. Вероятно, так она называет свои способности лицемерить. Но, на мой взгляд, эти понятия в хорошем смысле и близко не стояли, а вот в плохом – да, их можно рассматривать, как идентичные друг другу. Но учительница считает себя чуть ли не святой и достойной подражания, что и подчеркивает при любом удобном случае.

Зато сколько возмущений было высказано, когда кто-то из родителей подал в суд на учительницу в этой же школе! Вопрос «за что они подали в суд»» вызвал у «классной» удивление и возмущение: «Да какая разница?! Как это вообще допустимо, чтобы на учителя – в суд?!» Интересно, в каком веке мы сейчас живем?

Когда понаблюдаешь за такими отдельными персонажами, то школа становится похожа на психлечебницу, куда по ошибке судьбы всё-таки заносит некоторых нормальных, адекватных педагогов. И вот таким нормальным, наверное, можно выдавать ордена за стойкость в условиях жизни в подобном педагогическом коллективе.

Не буду утверждать, что у меня идеальный сын, а все учителя такие плохие. Я говорю о том, что у каждого ребёнка есть потенциал, желание развиваться, учиться, а некоторые «просветители» уничтожают всё лучшее в угоду своим каким-то потребностям в самореализации, или чему-то ещё.

Ведь, к сожалению, наш пример не единичный. Неприятные ситуации начали возникать сначала с другими детьми в классе. Некоторые не выдерживали нравоучений такого «педагога» и отказывались идти к ней на уроки, дошло до переводов детей в другие классы и даже школы… Она это интерпретировала как «они меня боятся», о чём с нескрываемым удовольствием и заявила на очередном родительском собрании. Любые возмущения и обращения родителей были перекручены и представлены публике в совершенно ином свете. Причем, на каждом родительском собрании классный руководитель напоминала родителям, чтобы «дома учителей никогда не обсуждали» (???), при этом успев сказать, что вот такая-то учительница не очень хороший человек, «но не волнуйтесь, я сама всё улажу». Вот такая добродетельница…

Я наблюдала за всей этой непонятной картиной со стороны, иногда расспрашивала сына о его впечатлениях о школе, учителях, о том, как проходят уроки. Включаться в выяснения отношений «кто прав, кто виноват» у меня особого повода не было, да и времени тоже. Пока дело не дошло до ситуации, когда у ребенка начали «убивать» желание ходить в школу и получать знания. И в настоящее время сын категорически не хочет подходить к своей классной руководительнице по какому бы то ни было вопросу: ни уточнить, ни узнать. Он готов перетерпеть последствия множества неприятных ситуаций, возникающих в результате возникших неясностей. Нет, он её не боится. Он просто не хочет её трогать, чтобы потом не выслушивать… Ей просто патологически хочется учить и воспитывать. И подойдёт любой повод. Её вера в себя и свои силы просто поражает. Но лучше бы она направила их в другое русло. Пока не переломала судьбы своим подопечным, выработав у них кучу комплексов и способность к изворотливости и лицемерию. Вместо того, чтобы «сеять разумное, вечное и доброе…».

Очень хотелось верить, что аналогичные ситуации не характерны для большинства наших украинских школ. Но что-то подсказывало, что это далеко не так. Пообщалась по этому поводу с родителями одноклассников, знакомыми, родственниками и была немного шокирована. Не только тем, что похожие ситуации случаются довольно часто, но и тем, что бывают ситуации доходящие до полного беспредела. И многие к этому уже даже привыкли.

И сможет ли в таких школьных условиях формироваться всесторонне развитая личность, с нормальными моральными ценностями и способная к созиданию? А ведь мы таким образом губим наших детей, сами разрушая заложенное от природы стремление к познанию. И потом удивляемся, где в Украине делись таланты и почему у нас все меньше и меньше ученых с мировым именем.

Учеными не рождаются…

Хорошо, если молодой человек успешно пронес свои способности через описанные выше барьеры садика, школы, института и т.п. И при этом их развил до уровня, позволяющего внести свой вклад в науку. Но на этом этапе его ожидают новые искусственные трудности. Ведь процесс научной деятельности сейчас так бюрократизирован, что это способно полностью «добить» стремление к познанию неизведанного и открытиям. А сами научные работы при подходах, аналогичным вышеописанным, скоро будут похожи на «филькины грамоты», написанные отдельными студентами и аспирантами по требованию своих преподавателей и научных руководителей. Возможно, именно поэтому требования к научным статьям так похожи на требования к курсовым работам?

Во многих ВУЗах звучат очень похожие подходы: «У нас же «все знают, как это делается»! И не пытайтесь рассказывать, что Вы реально собрались изобрести что-то умное и новое. В нашей стране умных нет! У нас есть нормальные обычные люди, умеющие любую ситуацию обернуть с особой выгодой для себя! Ах, да, есть ещё умники – выскочки, которые считают себя умными, хотя на самом деле, они просто не умеют извлекать выгоду из любой ситуации. Какие же они умные после этого?!»

При написании дипломной, а затем кандидатской работы, нам говорят – не умничайте, берите тему, которая уже проработана, добавите пару-тройку «своих» аспектов из Интернета, сведёте данные в таблицы – и в этом будет ваша научная новизна! Не «заморачивайтесь» сами и не «заморачивайте» комиссию.

Это высшая школа. В которой, кстати, программыобучения иногда составлены таким образом, что студент, в соответствии с ней, должен к следующей сессии выделить из своего тесного рабочего графика 25 (двадцать пять) часов в сутки на самоподготовку. У кого-то проблемы с математикой?! Вы не понимаете: им же всё по силам! Даже 25 часов в сутки без выходных!

А так хотелось многое изучить, во всем досконально разобраться… А кому это нужно? Кому в нашей стране нужны учёные, да и просто умные толковые люди? Нам нужны подчинённые, послушные и тихие, а ещё лживые и изворотливые, чтобы в любой момент их можно было за что-то поймать, прижать и т.д., т.е. сделать опять же послушными.

О том, что в нашей стране «производство» научных работ, начиная от статей и заканчивая диссертационными исследованиями, поставлено на «конвейер», не знает только ленивый. Один из наших знакомых даже «открыл» на этом свой бизнес. Числится себе профессором кафедры ВУЗа, а в «свободное от работы время» руководит «бригадой» авторов-разработчиков диссертаций под заказ. Причем уровень «сервиса» просто впечатляет: диссертанту требуется лишь прибыть на защиту, зачитать «свое» выступление и ответить на заранее розданные «ученым мужьям» вопросы.

Когда дети вырастают, им в университете говорят: «Пишите обязательно со ссылкой на источник. Вы же не Выговский или Вернадский, чтобы от своего имени такие умные вещи писать… И вряд ли, когда-то ими станете»… При таком подходе к обучению, действительно, вряд ли…

                                                                                                                                              Еженедельник 2000 от 22.02.2011


Категорія: Актуально | Переглядів: 801 | Додав: Управління_освіти
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Ми в соцмережах
       






Інформаційний партнер
Науково-педагогічна бібліотека Миколаєва

Сайти навчальних закладів

Корисні посилання






























































Управління освіти Миколаївської міської ради © 2016