Пошук


Меню сайту

Форма входу
Реєстрація
  




Радимо переглянути















   
Інші події

Конкурси для учнів

Конкурси для вчителів











Онлайн всього: 8
Гостей: 8
Користувачів: 0


Головна » 2010 » Жовтень » 12 » УЧИТЕЛЬ КАК УЧЕНИК. РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
19:13
УЧИТЕЛЬ КАК УЧЕНИК. РАБОТА НАД ОШИБКАМИ
Шиварев Павел Васильевич,
МУ ИМЦ Кировского района г. Екатеринбурга, директор


Вход в любую ситуацию с любой установкой, кроме образовательной - ошибочен
К.Ф. Гаврилов, разносчик пенсий
 «Умный любит учиться, а дурак - учить» (А.П.Чехов). Ироничен был Антон Палыч, ничего не скажешь. Много понимал  и много грустил....
Однажды, в 1996 году,  кажется,  я попросил одного учителя провести в моем классе  урок по Грибоедовскому  «Горе от ума». «Хорошо», - ответил он,   «с этим произведением я как раз не разобрался»…
Не знаю как детям, мне этот урок запомнился надолго. Было ярко, интересно, неожиданно,  по- настоящему,  здорово.
Вскоре  он  ушел из школы…. Теперь рукоположен священнослужителем в храме в одном из сел Свердловской области.  И этот случай не уникален. Их много таких - ушедших из школы (или не пришедших в нее), потому, что учиться любили больше, чем учить.  Он ушел, а я  тогда остался.  Может быть как раз потому, что  хотел учить…
Нет, конечно, я бы не самым плохим учителем, многие даже полагали что хорошим. Ну, там высшая категория,  авторская программа, сертификаты всякие, корочки-шморочки, победы в конкурсах…  Дети опять же хорошо относились. Слава Богу, что закончилась моя учительская карьера до нацпроекта, а то, поди, еще и 87 рублями бы соблазнился.
Вот интересно,  а  почему  Перельман от миллиона долларов отказался? Нет, я конечно не Перельман, я так «погулять вышел», но все-таки  почему?
Я бы так сказал: учитель остается Учителем, и перестает быть  РАБотником ОУ  тогда, когда он может отвечать на такие вопросы. Не ответить, а именно – отвечать.  Самому себе и довольно продолжительное время. Когда  он  может к инициативам дать лучшим учителям по 100 тысяч, ввести НСОТ или  перейти на НПФ, отнестись не с потребительской  точки зрения, а с образовательной, т.е.  учиться в этих ситуациях. Поскольку «вход в любую ситуацию с любой установкой,  кроме образовательной - ошибочен».
Но, тут есть некоторые подводные камни. Назовем их ошибками и проведем, как принято в  школе, «работу над ошибками».
 
Ошибка первая:  Учиться, значит «узнавать что-то новое»
 
-Скиньте мне, пожалуйста, вашу информацию на флешку…
- Что вам скинуть? 
- А все что у вас есть…
(Типичный диалог во время  курсов повышения
квалификации  между педагогом и преподавателем ИПК)
 
В свое время на моих уроках дети делали тематические мини-проекты (доклады, сопровождаемые презентациями). И я узнавал много нового из этих презентаций.  Учился ли я?  Я думаю, что нет…. Я получал дополнительную информацию. Но не учился.  Учились ли при этом дети? Не обязательно.
Что же значит учиться?  Получать новую информацию?  Нет!  Поисковый  робот Яндекса каждую секунду получает новую информацию. Но учится ли он?
Может быть, учиться - становиться более компетентным?  Отчасти так. Но чего мы больше желаем своему ребенку:  чтобы он стал компетентным или чтобы он был счастлив?  Чтобы он любил и любили его  или чтобы он устроился (в банк, например)?
Я не знаю ответа на этот вопрос, но я понимаю, что для меня означает учиться.   
Учиться  означает управляемо двигаться в разрешении внутреннего конфликта, находясь в состоянии внутреннего покоя.
Причем здесь  внутренний конфликт?  Притом,  что я «не мягкий и пушистый, а жесткий и ершистый» (И.С.Огоновская). Внутренний конфликт тут притом, что мы «в своем глазу бревна не видим». Зато хорошо приноровились высматривать соринки у других. 
Никогда не встречались с такой чисто педагогической фразой: «Ну, это вы хорошо делаете, у нас все точно также, только лучше…»…?  Я вот периодически  слышу.
Почему управляемо?  Потому, что педагогическая деятельность управляема. (Это не значит, что есть алгоритмы… Управление  связано со  способностью  контактировать с зоной неуправляемости, не теряя при этом спокойствия…)
Почему в состоянии покоя? Потому что когда мы «надрывно самосовершенствуемся» мы попадаем в некоторую цепь ловушек и, как правило, не учимся, а тешим свое Эго. Поэтому, я не скидываю все, что у меня есть…. Я улыбаюсь и говорю, что все, что у меня есть, на вашу флешку не войдет…. Не  нужно жадничать. Информация на моем компьютере вряд ли поможет кому-либо в разрешении  его внутреннего конфликта.  Ну, может, только стихи… (Хотя их как раз вряд ли имеют в виду, когда просят скинуть «все, что есть».)
 
Ошибка вторая : учитель учится,  взаимодействуя с другими учителями в социальных сетях, используя технологии  web 2.0
Бложить не дрова рубить.
С.А. Гришин, психолог СППС МУ ИМЦ Кировского района г. Екатеринбурга
 
Мы как то резко поверили в web 2.0.  Intel  построил на этом новую программу обучения. Сейчас министры, руководители МОУО  ведут блоги (это, видимо, вслед за Президентом… ) педагоги «чатятся», «гуглятся», «фликрятся», «бложат» и совершают много других действий, к которым нас приучает web  2.0. А сейчас уже и web 3.0 появляется.  В Новостях:  «Путин ответил блогеру…»  «Медведев в своем блоге….»  
Но коллеги. Ведь по большому счету дневник он и есть дневник.  Я написал в своем дневнике…. Полезно – да, безусловно. Научился я чему-нибудь?  Большой  вопрос.  Нет,  ну вот, сильно уважаемый  мной А.М.Лобок серьезно верит в обучающую идею педагогических дневников (в отличие, кстати, от педагогических  проектов, кои в 90% случаев – тарабарщина, птичий язык и ничего общего с тем, что реально делает педагог, не имеют!)  Может быть, мы,  со временем  восстановим эту культуру.  Культуру педагогической рефлексии,  поиска, самоанализа…. Но пока в блогах происходит другое. Тоже и в сетях.
Мы можем подсмотреть, что делают коллеги, поделиться опытом, или убедиться, что у нас «все также, только лучше». Можем  совместный проект провести (Участвовал, кстати и в таких, и даже сам организовывал несколько штук…) Это хорошо, но мало.  It-n.ru  чем дальше, тем больше начинает напоминать большой песочный город, в котором много-много идет каких-то  песочных процессов, а целостной идеи  нет и найти то, что тебе актуально нужно, отдельная и довольно непростая задача.  
Все-таки все эти web  2.0 всего лишь удобные инструменты (которые, правда, превращаются в образ  нового мира). Вот у нас  оказание государственных услуг в электронном виде начинает пропагандироваться. Школы сетевые. Дистанционное обучение.  А мне больше нравится  слово  виртуальное.  Так и можно скоро будет говорить. У нас виртуальное государство, виртуальная школа и виртуальное обучение…. И виртуальный учитель в блоге и чате. Нет.  Все же  бложить – не дрова рубить….
 
Ошибка третья Учитель учится, когда проходит курсы в ИПК.
 
Система повышения квалификации у нас архаичная
Д.А. Медведев, президент РФ
 
Конечно, сказал нам это  господин президент как бы между делом. Пресса подхватила. Академики заволновались. Вроде как, и  согласиться нельзя и не согласиться тоже. Но  (не) соглашаясь с президентом, скажу так: в своей практике не видел ни одной (и сам не смог написать) программы повышения квалификации, где была бы математически достоверная модель квалификации, система измерения ее повышения и мониторинг того, как оно произошло. Причем за 72 часа, простите.
 Мы обычно радуемся уже и  тому, что курсы «людям нравятся»… Кстати, особенно людям  нравится, когда курсы заканчиваются квалификационным испытанием и выдачей желаемого аттестационного листа.
Работая в программе  Intel  «Обучение для будущего» (в том числе и федеральным тренером) я принял участие в «повышении квалификации» более 1000 человек.  Учили проекту и компьютеру. Грустно утрируя – не научили ни проекту, ни компьютеру.
Рассказывали мне,  со слов слушателей,  такую историю:  Сидим мы на курсах, ничего не понимаем. Тут спускается к нам Павел Васильевич весь такой в белом костюме.  Что-то говорит. И мы все понимаем. Он уходит, и мы опять ничего не понимаем….
Статистика - вещь упрямая. Эффективность курсов 5-10 %. (если, конечно, не считать эффектом  получение удостоверения). Едва ли 10 % обученных проектным технологиям  применяют их в своей педагогической практике. Еще печальнее дела обстоит с обучением по тьюторской модели  (ОРК и СЭ, например). Это когда  где-нибудь обучат тьюторов, а они потом учат остальных.  Лично мне это напоминает анекдот.  Один мужик другому: «Пойдем в оперу сходим».  Второй: «Да ну. Не понять ничего и поют фальшиво…» Первый: «А ты там был?» Второй: «Да нет. Мне сосед -  Петрович напел...»
Вот и нам с Вами сосед напел: и про проекты и про ОРК и СЭ и про ЕГЭ, кстати, тоже….  Никогда не задумывались о том,  что в рамках программы Intel «Обучение для будущего» проучен чуть ли не каждый 3-й педагог в стране. У нас проектная и информационная культуры должны быть на высшем уровне…. Что-то не заметно…

Ошибка четвертая:  Учителя легко научить (учителю легко учиться)
 
Мужчина в парке к девушке подходит и говорит:  Вы, наверное, педагог.
-А как вы догадались, смущенно отвечает она …
-А у вас лицо глупое…
Да у вас у самого лицо глупое, отвечает девушка в сердцах
- А я тоже педагог….
(грустный анекдот про педагогов)
 
Бытует мнение, что поскольку учитель учит, в том числе – учит  учиться, то он и сам учиться умеет, и научить  учителя довольно несложная задача. Это не так.   Учитель – самая необучаемая категория слушателей.   Отчасти потому, что он пришел не учиться, а узнать что-нибудь новенькое  и убедиться, что он делает все точно также, только лучше….
С другой стороны, учитель привык оценивать  других, и он постоянно оценивает преподавателя. Ведь он учитель. Он  ведь знает, как надо учить, а учат не так и не тому. ( И, кстати, учитель прав в этом.)
С  третьей стороны  учителя обычно на курсах молчат.  Часто потому, что боятся сказать что-нибудь неправильное.  А когда надо говорить что-нибудь от  себя, часто начинают наоборот говорить что-нибудь такое очень-очень правильно-педагогическое.
С четвертой стороны…
 
Тут много еще можно сказать.  Но пора подводить итоги.  Допустим я прав. И учиться – действительно означает  управляемо двигаться в разрешении внутреннего конфликта, находясь в состоянии внутреннего покоя. Чему я научился, работая с этим текстом?
Внутренний конфликт во многом обусловлен тем, что мы хотим получать, а не учиться.  Мы хотим, чтобы нам «дали…» А это невозможно.
И тут в первую очередь  важно не обижаться. Я сам блогер, тьютор, преподаватель ИПК, я учу дистанционно  и пользуюсь web 2.0. , у меня  часто бывает глупое лицо,  и меня раздирает куча внутренних противоречий.
Поэтому я приношу свои извинения, если написав про себя, ненароком обидел кого-то. Не обижайтесь. Сохраняйте внутренний покой. И храни  вас Бог, потому что учительство – ключевая профессия.  Это и есть самое главное в моем тексте. Не стремление участвовать в конкурсе, не желание победить, а  понимание важности помнить о том, что учитель до тех пор Учитель, пока он учится, а как только он учиться перестает, он становится «преподДавателем»,  урокодателем, тренером…. А учителем быть перестает.

Категорія: Педагогічна кухня | Переглядів: 807 | Додав: Управління_освіти
Всього коментарів: 3
3  
А куда он идет?

2  
Ошибка пятая....Учитель думает, что идет в сторону здравого смысла...Ошибка шестая...ваш вариант... wacko

1  
yes

Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Ми в соцмережах
       






Інформаційний партнер
Науково-педагогічна бібліотека Миколаєва

Сайти навчальних закладів

Корисні посилання






























































Управління освіти Миколаївської міської ради © 2016