Пошук


Меню сайту

Форма входу
Реєстрація
  




Радимо переглянути















   
Інші події

Конкурси для учнів

Конкурси для вчителів











Онлайн всього: 3
Гостей: 3
Користувачів: 0


Головна » 2010 » Жовтень » 29 » Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности старшеклассников
14:33
Внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности старшеклассников
Воровщиков Сергей Георгиевич,
 канд. пед. наук, доцент, декан ФПК и ППРО Московского
педагогического государственного университета

Реальные условия школьного образования позволяют говорить лишь о стартовом этапе развертывания деятельности по развитию учебно-познавательной компетентности старшеклассников как личностно-осмысленного опыта успешного осуществления учебно-познавательной компетенции. Прежде всего, необходимо определить и зафиксировать идеологическую, содержательную, методическую и организационную преемственность и скоординированность деятельности педагогического коллектива по совершенствованию учебно-познавательной компетентности.

Одной из возможных нормативных форм обеспечения скоординированности деятельности педагогического коллектива может стать дидактический регламент развития учебно-познавательной компетентности. Этот публичный и легитимный документ подобно «общественному договору» Жан-Жака Руссо фиксирует коллективную точку зрения педагогов на содержание и формы совместной работы по совершенствованию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Предлагаемая ниже модель регламента предполагает, что в соответствии с позициями представленной матрицы педагогический коллектив самостоятельно определяет свое школьное содержание данного документа. Наполнение содержанием и реализация дидактического регламента в конкретной школе может способствовать целостному выполнению требований к процессу совершенствования учебно-познавательной компетентности.

Дидактический регламент развития учебно-познавательной компетентности – это система норм, определяющих основные позиции содержания, форм, методов и организации деятельности педагогов образовательного учреждения по совершенствованию учебно-познавательной компетентности школьников.

Дидактический регламент как документальное отражение внутришкольной системы развития учебно-познавательной компетентности может иметь следующий состав:

Пояснительная записка.
1. Социально-педагогические ценности развития учебно-познавательной компетентности.
2. Модель содержания учебно-познавательной компетенции.
3. Учебно-методические комплексы специальных занятий, способствующих целенаправленному развитию учебно-познавательной компетентности учащихся.
4. Методические требования к развитию учебно-познавательной компетентности учащихся в границах традиционных общеобразовательных дисциплин.
5. Управленческо-методические рекомендации по организации и осуществлению проектной и исследовательской деятельности учащихся.
6. Портфолио образовательных достижений учащихся.

Кратко прокомментируем основные составляющие данного документа:

Пояснительная записка. В этой части необходимо определить статус данного регламента как внутришкольного документа и его назначение как системы норм, способствующих повышению эффективности совершенствования учебно-познавательной компетентности.

1. Социально-педагогические ценности развития учебно-познавательной компетентности. В этой части регламента приводятся и обосновываются социально-педагогические идеи, на которых должна основываться деятельность педагогического коллектива школы по развитию учебно-познавательной компетентности. Социально-педагогические ценности – это убеждения педагогического коллектива о назначении образовательного учреждения, основных направлениях и средствах, которые позволяют это назначение реализовать. Очевидность необходимости и важности принятия идеологических положений, определяющих совместную деятельность, следует, прежде всего, из интегративного характера педагогической деятельности, когда педагоги школы, делая одно дело, работают рядом, но не вместе. Это предполагает обязательную работу по формированию социально-педагогических приоритетов развития учебно-познавательной компетентности. Тем самым закладываются основы новой образовательной парадигмы, знаменующей собой переход школы от декларации «учись учиться» к реальному освоению учениками целостной системы методов познания. Развитие учебно-познавательной компетентности невозможно усилиями только одного учителя, как бы он талантлив ни был. Необходим целостный педагогический коллектив, понимающий важность данной компетентности, обладающий необходимым уровнем профессиональной компетентности, экипированный соответствующими учебно-методическими комплексами, обеспеченный управленческим сопровождением. Поэтому в ажность неформального принятия и формального утверждения педсоветом социально-педагогических ценностей заключается в созидательной энергии убеждения всего школьного коллектива в необходимости целенаправленного совершенствования учебно-познавательной компетентности.

2. Модель содержания учебно-познавательной компетенции. Учитывая стартовый характер внедрения в школьную практику компетентностного подхода и отсутствие в связи с этим соответствующих теоретико-технологических разработок, данная часть регламента может быть представлена только приоритетными компонентами учебно-познавательной компетенции учащихся. В качестве таковых могут выступить и общеучебные умений, и группы знаний методологического характера, и совокупность нормативно-ценностных установок гносеологической направленности [См.: 3].

3. Учебно-методические комплексы специальных занятий, способствующих целенаправленному развитию учебно-познавательной компетентности учащихся. Эффективная деятельность педагогов школы по развитию учебно-познавательной компетентности должна основываться на овладении учащимися ценностями познавательной культуры, на целостном видении приоритетных компонентов данной компетентности и освоении школьниками теоретических и технологических позиций их осуществления. Это предполагает разработку учебных программ специальных занятий в начальной, основной и полной школе и утверждение их в качестве составной части регламента. Ценности, знания и умения, освоенные учениками на специальных занятиях, позволяют учителям учителям-предметникам более эффективно формировать, совершенствовать и использовать те же общеучебные умения в границах традиционных учебных дисциплин. Например, элективный курс гносеологической направленности способен стать эффективным средством координации деятельности учителей базовых и профильных общеобразовательных дисциплин по развитию учебно-познавательной компетентности учащихся. В качестве такого элективного, способствующего целостному освоению основных теоретических и технологических позиций общеучебных умений, может быть выбран курс «Азбука логичного мышления» [См.: 1; 5]. Подчеркнем, что преподавание любого учебного предмета, в том числе и элективного курса, предполагает наличие целостного учебно-методического комплекса. Принято, что учебно-методический комплекс должен включать учебную программу, тематический план, учебное пособие для учащихся (в печатной или иной форме: видеокурс, интерактивная компьютерная программа, Интернет-ресурс и т.п.), методические рекомендации для учителя, рабочая тетрадь, задания для самостоятельной работы учащихся и т.д. [См.: 6, с. 40; 2, с. 107-171].

4. Методические требования к развитию учебно-познавательной компетентности учащихся в границах традиционных общеобразовательных дисциплин. Посредством только специальных занятий невозможно обеспечить развитие учебно-познавательной компетентности. Одним из обязательных условий успешности данной работы является принятие и утверждение общешкольных методических норм к развитию учебно-познавательной компетентности в границах базовых и профильных общеобразовательных дисциплин. Это может способствовать координации деятельности учителей-предметников, работающих в одном классе, и преемственности деятельности педагогов начальной, основной и полной школы. Эффективность единых общешкольных методических норм возможна только в том случае, если в школе будет единое понимание содержания приоритетных компонентов учебно-познавательной компетенции. Если в качестве такого компонента выбрать общеучебные умения, то проектирование их совершенствования целесообразно осуществлять в процессе планирования системы уроков по учебной теме. Тематическое планирование позволяет учителям-предметникам зафиксировать процесс развития общеучебных умений в границах традиционных учебных дисциплин. Основанием для этой работы являются содержание учебной темы, всего учебного курса и частные методики преподавания конкретной учебной дисциплины. При фиксировании в тематическом планировании формируемого или развиваемого общеучебного умения необходимо помнить ряд требований: и учитель, и ученики должны знать, что данное умение выступает в качестве предмета обучения (учения); для этого в границах учебного занятия должно специально выделяться время; фиксирование в тематическом планировании определенного общеучебного умения предполагает в дальнейшем определение специальной методики его формирования или развития.

5. Управленческо-методические рекомендации по организации и осуществлению проектной и исследовательской деятельности учащихся. Главная особенность компетентности заключается в том, что это способ существования содержания образования. Освоить компетентность, как впрочем, и проявить ее можно только в деятельности. А коли так, то проектную и исследовательскую деятельность можно отнести к тем немногим образовательным средствам, позволяющим в школе развивать учебно-познавательную компетентность. Ибо она как раз и содействует организации деятельности ученика по решению личностно интересной и социально актуальной проблемы. Действительно, проектная и исследовательская деятельность не только создает ситуации востребованности гностических умений для эффективного решения учащимися реальных познавательных проблем, но и развивает, закрепляет эти умения в режиме творческой деятельности [См.: 4].

6. Портфолио образовательных достижений учащихся. В данном разделе регламента определяется статус этого внутришкольного способа фиксирования, накопления и оценки индивидуальных образовательных достижений учащихся. Как известно, п ортфолио – это рекомендуемая учащимся форма их индивидуальной накопительной само оценки, дополняющая традиционные контрольно-оценочные средства и повышающая объективность оценки экзаменов, зачетов и контрольных работ . Предназначение портфолио заключается в п оддержании высокой образовательной мотивации учащихся в процессе обучения, т.к. портфолио может являться основанием для автоматического выставления отметки за некоторые экзамены и зачеты. Данный документ, формируемый учащимся самостоятельно на добровольной основе, о беспечивает отслеживание индивидуального образовательного прогресса учащегося, максимально развивает умения рефлексивной деятельности школьников, расширяет возможности их самообразования. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учащимся в разнообразных видах деятельности (учебной, проектно-исследовательской, социальной и др.) и является одним из средств компетентностного подхода к образованию.

Таково содержание основных частей дидактического регламента, способствующего нормативной, содержательной, методической и организационной преемственности деятельности педагогического коллектива по развитию учебно-познавательной компетентности.

Таким образом, внутришкольная система развития учебно-познавательной компетентности может включать учебно-методические комплексы надпредметных элективных курсов гносеологической направленности; программно-методические средства общешкольной координации деятельности педагогов при формировании и развитии учебно-познавательной компетентности в границах традиционных учебных дисциплин; управленческо-методические правила и дидактическое сопровождение организации и осуществления проектной и исследовательской деятельности; программно-методическое обеспечение деятельности детских объединений, клубов, секций, кружков, способствующих развитию готовности учащихся осуществлять самоуправляемую учебно-познавательную деятельность; учебно-методическое сопровождение воспитательных акций и мероприятий, демонстрирующих позитивный потенциал ценности учебно-познавательной деятельности; единые подходы и нормы оценивания владения учебно-познавательной компетентностью и т.д.

Реализация каждого блока данной системы по отдельности не приведет к развитию учебно-познавательной компетентности . Это может быть достигнуто в том случае, если все свои усилия руководители и педагогический коллектив школы направят на достижение всей системы блоков . В связи с этим без осмысления структуры блоков невозможно проникнуть в сущность самой системы развития учебно-познавательной компетентности , ибо «... структура изучаемого объекта есть вообще самое важное из того, что надо знать о нем, выраженное при этом в развернутой форме» [8, с. 153].

Представим структуру внутришкольной системы развития учебно-познавательной компетентности, состоящей из шести взаимосвязанных и взаимодополняющих блоков, которые описаны выше.

Связи блока № 1 «Социально-педагогические ценности развития учебно-познавательной компетентности» с остальными блоками системы

Связь 1-2. Признание развития учебно-познавательной компетентности учащихся в качестве одного из приоритетов образовательного процесса предполагает определение содержания данной компетентности. Принимая к сведению, с одной стороны, отсутствие у школы теоретически обоснованного определения содержания учебно-познавательной компетентности, учебно-методического обеспечения ее формирования и развития, соответствующего внутришкольного управленческого сопровождения, с другой стороны, скромный научно-исследовательский потенциал подавляющего большинства школ, можно как паллиативный вариант определять не все содержание учебно-познавательной компетентности, а только наиболее приоритетные компоненты. Учитывая деятельностную направленность учебно-познавательной компетентности, целесообразно выбрать общеучебные умения в качестве таковых. Понимание общеучебных умений как универсальных для многих школьных предметов способов получения и применения знаний детерминирует определение состава общеучебных умений в виде целостной классификации, а не просто перечня некоторых умений.

Связь 1-3. Выбор учебно-методических комплексов специальных занятий, способствующих целенаправленному развитию учебно-познавательной компетентности учащихся, во многом детерминирован идеологическими позициями. Принятые социально-педагогические ценности развития учебно-познавательной компетентности, с одной стороны, позволяют выбрать наиболее подходящие учебно-методические комплексы, с другой стороны, благодаря этим комплексам будут ретранслироваться, раскрываться, демонстрироваться перед учащимися социальное звучание, не уходящая актуальность данной компетентности.

Связь 1-4. Социально-педагогические ценности развития учебно-познавательной компетентности, «выращенные» и принятые всем педагогическим коллективом, определяют реализацию методических норм развития данной компетентности в границах общеобразовательных учебных дисциплин. Более того, только наличие общей идеологии является одним из главных условий скоординированной деятельности учителей-предметников по фиксированию целенаправленного развития учебно-познавательной компетентности в тематическом планировании. Можно утверждать, что именно благодаря единой идеологии в дальнейшем будет обеспечена «слетанность» педагогов в самом образовательном процессе.

Связь 1-5. В том случае, если к организации и осуществлению проектной и исследовательской деятельности учащихся будут привлечены в качестве консультантов специалисты извне (преподаватели вузов, родители и т.п.), то актуальность единой общешкольной идеологии совершенствования учебно-познавательной компетентности неизмеримо возрастает. Ибо диссонирующее влияние может нарушить целостность системы развития учебно-познавательной компетентности. Опять-таки идеологические позиции определяют не формальный состав управленческо-методических норм, а их реализацию при организации и осуществлении проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Связь 1-6. Принятие и провозглашение социально-педагогических ценностей развития учебно-познавательной компетентности потребует расширение арсенала перспективных управленческо-методических средств. Портфолио образовательных достижений создает возможность для учащихся реального самоуправления учебно-познавательной деятельностью. Общие идеологические приоритеты позволят, с одной стороны, наполнить деятельность педагогов, вовлеченных в формирование портфолио, позитивным смыслом, а с другой – скоординировать деятельность рецензентов, консультантов, кураторов.

Связи блока № 2 «Модель содержания учебно-познавательной компетенции» с остальными блоками системы

Связь 2-3. Содержание учебно-познавательной компетенции или только ее приоритетных компонентов, представленное в виде целостной модели, останется на бумаге, если не будет определен и реализован программно-методический и управленческий механизм ее внедрения в образовательный процесс. Одним из обязательных средств такого внедрения является учебно-методические комплексы специальных занятий в начальной, основной и полной школе. В отечественной дидактике уже было доказано, что эффективное развитие, например, общеучебных умений предполагает, что они должны выступать в качестве предмета обучения, а для этого необходимо специально выделять время в учебном процессе, нужны специальные методики. В формате элективного курса гносеологической направленности эти условия предстают в концентрированном виде. Однако эффективность преподавания элективного курса возрастает только в том случае, если он базируется на едином понимании содержания учебно-познавательной компетентности вообще и общешкольной программы общеучебных умений в частности. Таким образом, будет формироваться ни умения учиться вообще, а именно те умения, которые зафиксированный в классификации, принятой в качестве общешкольного стандарта.

Связь 2-4. Другим средством внедрения содержания учебно-познавательной компетенции в образовательный процесс является ее активное и скоординированное использование в границах всех традиционных общеобразовательных дисциплин. Принятые и утвержденные общешкольные методические норма могут способствовать координации деятельности учителей-предметников, работающих в одном классе, и преемственность деятельности педагогов начальной, основной и полной школы. Эффективность единых общешкольных методических норм возможна только в том случае, если они направлены на воплощение единой общешкольной модели содержания учебно-познавательной компетенции. Соблюдение этого существенного условия позволит не только корректно расставить гносеологические акценты в содержании традиционных учебных предметов, но и значительно ускорить процесс овладения общеучебными умениями, обеспечить более высокий уровень их сформированности, предупредить деформацию или «угасание» тех или иных умений у учащихся средней школы.

Связь 2-5. Эффективное формирование и развитие учебно-познавательной компетентности предполагает, что она станут предметом освоения не только на репродуктивном уровне, но в творческих ситуациях при решении учебно-познавательных проблем. Такую возможность предоставляет проектная и исследовательская деятельность учащихся. Более того, некоторые векторы проектной и исследовательской деятельности могут осуществляться вне учебных занятий, выводя «бытие» учебно-познавательной компетентности как эффективный инструмент познания за рамки учебного процесса. Однако обязательным условием является осуществление данной деятельности на основе единой модели содержания учебно-познавательной компетенции. Скоординированные действия учителей-консультантов и приглашенных специалистов, имеющих единую содержательную основу, несомненно, будут способствовать совершенствованию учебно-познавательной компетентности.

Связь 2-6. Общешкольное признание определенных приоритетов в содержании учебно-познавательной компетентности обусловливает расстановку акцентов в выборе учащимися перспективных направлений их исследовательской, проектной деятельности.

Связи блока № 3 «Учебно-методические комплексы специальных занятий, способствующих целенаправленному развитию учебно-познавательной компетентности учащихся» с остальными блоками системы

Связь 3-4. Специальные занятия («логические пятиминутки», факультативы, курсы по выбору, элективные курсы гносеологической направленности) позволяют закладывать у учащихся теоретические и технологические основы учебно-познавательной компетентности , избавляя тем самым учителей-предметников от тавтологии и разнобоя в инструктажах, предоставляя возможность активно использовать и развивать уже сформированные гностические умения. Таким образом, эти занятия могут стать эффективным средством координации деятельности учителей базовых и профильных общеобразовательных дисциплин по развитию учебно-познавательной компетентности учащихся.

Связь 3-5. Проектные и исследовательские работы, инициируемые в границах элективного курса, могут получить развитие и во внеучебное время, выходя тем самым за рамки учебного предмета. Более того, методологические знания и необходимые исследовательские умения, формируемые в границах элективного курса, требуют дальнейшего совершенствования и применения в разнообразных проектах, которые, может быть, элективный курс в полной мере не представляет учащимся.

Связь 3-6. Специальные занятия гносеологической направленности, чаще всего не укладывающиеся в обычные рамки классно-урочной системы, ломают традиционные подходы к оцениванию образовательных достижений учащихся. Портфолио предоставляет возможность учащимся объективно оценивать себя на курсах, которые они самостоятельно выбрали.

Связи блока № 4 «Методические требования к развитию учебно-познавательной компетентности учащихся в границах традиционных общеобразовательных дисциплин» с остальными блоками системы

Связь 4-5. В отличие от элективного курса, имеющего ограниченные временные рамки, традиционные общеобразовательные учебные предметы создают больше возможности для длительного и полного развития учебно-познавательной компетентности. В то же время проектная и исследовательская деятельность создает ситуации, которые подчас невозможно смоделировать в рамках традиционного учебного процесса. Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время создают возможность для осуществления разнообразных по форме и содержанию учебных проектов. Данное обстоятельство способствует совершенствованию необходимых гностических умений, сформированных в границах базовых и профильных общеобразовательных учебных предметов. Это предполагает обеспечение преемственности методических норм развития учебно-познавательной компетентности в границах общеобразовательных учебных дисциплин и управленческо-методических норм организации и осуществления проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Связь 4-6. Портфолио не должен заменять, а призван дополнять традиционную оценку образовательных достижений учащихся. Это возможно в том случае, если четко будут расставлены акценты в отметочной политике в границах традиционных общеобразовательных дисциплин. В настоящее время определены следующие стратегии оценивания: Нормативно-индивидуальная стратегия предполагает оценивание результатов ученика на основании их сравнения с установленной нормой. Нормативно-групповая стратегия предполагает оценивание результатов ученика на основании сравнения с выполнением нормы другими учениками. Нормативно-ретроспективная стратегия предполагает оценивание результатов ученика на основании сравнения сегодняшних результатов ученика с выполнением нормы в прошлом. Очевидно, что в нашем случае в качестве нормы должна выступать модель содержания учебно-познавательной компетентности или ее отдельных приоритетных компонентов. Данная норма позволит более эффективно осуществлять групповое и ретроспективное оценивание освоения учащимися методологических знаний, гностических умений, наличия определенных нормативно-ценностных установок.

Связи блока № 5 «Управленческо-методические рекомендации по организации и осуществлению проектной и исследовательской деятельности учащихся» с остальными блоками системы

Связь 5-6. Для обеспечения адекватного оценивания образовательных достижений учащихся в проектной и исследовательской деятельности гибкая форма портфолио является наиболее приемлемой. Творческий характер поисковой деятельности учащихся актуализирует необходимость быстрейшего, разнообразного и объективного оценивания процесса и результатов детского труда. Однако в данном случае ведущую роль играет содержание и организация проектной деятельности, а портфолио служит их эффективному воплощению.

Разработка дидактического регламента как внутришкольного стандарта является не только фактором, обеспечивающим совершенствование качества содержательных и процессуальных характеристик образовательного процесса, но и способом повышения методической компетентности учителей по развитию данной компетентности. При формировании регламента у педагогов стабилизируются убеждения в актуальности совершенствовании учебно-познавательной компетентности учащихся, расширяется видение ее значения для повышения качества как процесса, так и результатов среднего общего образования
Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября

Категорія: Наука управління | Переглядів: 1565 | Додав: Управління_освіти
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Ми в соцмережах
       






Інформаційний партнер
Науково-педагогічна бібліотека Миколаєва

Сайти навчальних закладів

Корисні посилання






























































Управління освіти Миколаївської міської ради © 2016