Пошук


Меню сайту

Форма входу
  


Радимо переглянути















   
Інші події

Конкурси для учнів

Конкурси для вчителів














Онлайн всього: 8
Гостей: 7
Користувачів: 1
anna47aa47


Про що цей розділ [0]Педагогічна кухня [25]
З усього світу по нитці [11]Матеріали журналу "Народное образование" [6]
Педагогічна інформатика [6]Актуально [37]
Наука управління [14]Поради батькам першокласників [26]
Відео [27]

« 1 2 ... 6 7 8
Людмила Кожурина

А ведь именно от них во многом зависит качество образования

Сегодня отовсюду звучит: будут новые требования к качеству образования, будет комплексная оценка академических достижений ученика – не только знаний, но и компетенций, способностей. На оценке качества сегодня многое завязано: оплата труда, аттестация, аккредитация, финансирование. Однако, по мнению специалистов, у нас «отсутствует необходимая комплексность в подходах к измерительным процедурам, нет достаточно обоснованных критериев и показателей эффективности образования».
То есть оценивать-то мы оцениваем и решения принимаем, но… не совсем правильно.

 Знать не знаю, ведать не ведаю

Это как искушение героя в сказке: отдай то, чего дома не знаешь. Он соглашается: «Чего я дома не знаю? Все знаю». А там сын родился.
Обществу говорят: ЕГЭ, ГИА, тестирование учебных умений в начальной школе – это всего лишь внешний мониторинг эффективности образования. Притом саму школу развернули к этой цели всем корпусом, целиком сосредоточив на расчерченных клеточках разного рода тестов. О ребенке забыла? Сама виновата.
В конце декабря заговорили: оценить-то качество при помощи ЕГЭ оценили, а вот зачем? С успешностью обучения в вузе эта оценка, как выяснилось, не коррелирует. А те, кто в вуз не собирался, вообще за сертификатами не явились (есть и такой процент статистики по ЕГЭ). Задумались о дополнительных испытаниях при приеме на высококонкурсные (не только творческие) направления. О создании тестовых материалов, носящих не предметный характер, а проверяющих уровень развития способностей, необходимых для дальнейшего успешного обучения в высшей школе.

Принеси то, не знаю что

То есть наверху поняли: учить творческому подходу, умению улавливать суть проблемы, анализировать информацию – быть личностью – все-таки надо. И не только ради перспективности абитуриентов, поступающих в 24 ведущих вуза страны, хотя и это актуально: 90% студентов 1-го курса технического университета не знают таблицу умножения на 7, 8 и 9, как свидетельствует преподаватель. Притом говорит: проблема не в самой безграмотности, а в неспособности представителей поколения Next к осмысленным действиям и ответственным поступкам. Т ... Читати далі »


Категория: Педагогічна кухня | Просмотров: 868 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 28.08.2010 | Комментарии (1)

Кушнир Михаил Эдуардович,
аместитель директора ГОУ Гимназия № 45

Департамента образования Москвы,

руководитель СПО-разработки

Электронный классный
  журнал РУЖЭЛЬ»
Сегодня «фетишем» стали информационные техноло­гии (ИТ). Для этого есть и философское обоснование (меняются скорость и содержание всех социальных процессов), и бытовое (финансовые потоки, среда обще­ния, индустрия развлечений).

Сфера образования заметно отстает в освоении ИТ от биз­нес-сферы. Она вообще отстает от ритма жизни все силь­нее, и наметившийся в последнее время акцент на ИТ — попытка с их помощью сократить отставание. Однако эффективность вложений в ИТ остается в образовании невысокой.

Все мы в глубине души мечтаем о возможности «по щучь­ему велению», но чем глубже наши познания в какой-то сфере, тем меньше у нас надежд на подобный исход в ней. Тем не менее спрос на рекомендации «как стать миллионе­ром» остается высоким.

Бочка дегтя

Для построения системы ИТ на уровне, подконтрольном управлению образования, часто возникает соблазн сконцентрировать все проблемы в одном мощ­ном ресурсе и поручить его создание какой-то одной приличной команде, изыскав для этого удачно подвернувшийся финансовый ресурс. При этом предполагается, что все подведомственные ОУ, безусловно, оценят творческий дар руководства, осуществив­шего этот грандиозный проект, и стройны­ми рядами начнут приобщаться к высоким технологиям. Если же среди них по причи­не недостаточной ИТ-культуры окажутся не слишком радостные почитатели руководя­щего таланта, то они, приученные «ходить строем», не будут слишком портить общую благостную картину.

Любителей «строить» может немного ос­тудить Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информацион­ных технологиях и о защите информации». Цитирую статью 3:

«Принципы правового регулирования от­ношений в сфере информации, информаци­онных технологий и защиты информации ... осно ... Читати далі »


Категория: Педагогічна інформатика | Просмотров: 909 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 30.07.2010 | Комментарии (0)

Ушаков Константин Михайлович,
доктор педагогических наук, профессор Академии
повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования
      Недавно прочитанный доклад по результатам исследования, проведенного компанией McKinsey&Company*, произвел на меня сильное впечатление. Поразила не столько новизна - после пятнадцати лет реформ многое интуитивно понятно и так. Поразило, что, оказывается, образовательная политика может опираться на исследования и полученные в их результате данные. К сожалению, в наших обстоятельствах это выглядит иначе. Политика в области образования, по моему ощущению, опирается скорее на эмоции и корпоративные интересы, которые часто бывают иррациональны.

Но вернемся к исследованию. В его рамках проанализированы 25 наиболее успешных образовательных систем, действующих сегодня в мире (Россия увы, в их число не входит и в докладе не упоминается). Выяснялось, есть ли что-либо общее между системами, действующими в различных частях света - Европе, Азии, Северной Америке. Последнее очень важно, так как общее искалось среди систем, принадлежащих разным культурам, имеющим разные традиции. Для нас эта работа, на мой взгляд, бесценна, потому что в большинстве этих стран проводились образовательные реформы, имеющие много общего с тем, что делается в нашей стране сегодня.

          Позиции, нуждающиеся в осмыслении

Сначала несколько обескураживающая информация.

Итак, не обнаружено сколько-нибудь заметной связи между стоимостью обучения одного ребенка в школе и качеством (результатами) обучения.

Поскольку определенную часть в стоимости обучения составляет заработная плата работников школы, мы получаем парадоксальный, на первый взгляд, вывод: сколько ни повышай оплату труда, все равно искомый результат, то есть качество обучения, мы все равно не получим.

Замечу, что наблюдения проводились в течение 35 лет, за это время стоимость обучения возросла в два с лишним раза.

Еще один поразительный итог исследования: не обнаружено сколько-нибудь заметной связи между количеством детей в классе и качеством обучения.

Тут надо заметить, что такая связь существует для младших школьников, правда, изменение качества в лучшую сторону не очень значительное. Напомню, что наблюдения проводились в течение 35 лет и за эти годы наполняемость классов уменьшилась примерно в 1,8 раза.

При этом понятно, что «качество» - измеряемая величина, и существует широкий спектр инструментов его измерения.

... Читати далі »


Категория: Педагогічна кухня | Просмотров: 1094 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 30.06.2010 | Комментарии (2)

Самигуллин Габдулхай Халилович, кандидат биологических наук,
доцент, ректор Института непрерывного педагогического образования,
Багавиев Ильгизар Имамович, заместитель главного редактора журнала «Наука и школа»

Будем откровенны: современная педагогическая практика далеко не идеальна. Изъянов и в обучении, и в воспитании хватает даже в самых благополучных учебных заведениях. Но как мы реагируем на них? К сожалению, довольно часто предпочитаем закрывать глаза. К примеру, посетив урок, который по многим причинам не заслуживает доброго слова, мы вместо требовательного разбора ошибок и упущений ограничиваемся лаконичной благожелательной оценкой: мол, все нормально. Чем вызвано такое отношение?

Иногда оно объясняется правилами педагогической этики: не следует ставить коллегу в неловкое положение. Порой просто действует трезвый расчет: сегодня я дам волю своим чувствам, а завтра разнесут в пух и прах самого меня. Сказывается и влияние существующей системы аттестации: нынешний член экспертной группы через год, возможно, окажется в числе аттестующихся, и тогда ему припомнят все. К тому же критика учебного процесса и работы педагога требует более серьезной научно-методической подготовки, поэтому игнорирование недостатков может быть проявлением слабой подготовки самого проверяющего. Впрочем, вне зависимости от того, под воздействием каких факторов мы не замечаем ошибки и недостатки, это явление остается почти массовым и не способствует совершенствованию образовательной практики.

До настоящего времени недостатки учебно-воспитательного процесса не стали предметом пристального внимания школьных администраторов, педагогов-практиков и ученых. Не проводятся специальные исследования, не изучаются их причины, а неизвестность причин делает неэффективным работу по их преодолению. Нет также классификации недостатков и ошибок с точки зрения степени и характера их воздействия на эффективность учебно-воспитательного процесса. Все это делает актуальной задачу специального изучения причин и способов преодоления недостатков, изучения их иерархии по степени наносимого вреда. Естественно, при этом важно помнить, что любой недостаток в конечном счете оказывает негативное воздействие на эффективность учебно-воспитательного процесса и отражается в системе знаний, умений и навыков учащихся. Поэтому есть необходимость комплексного обследования недостатков с участием всех субъектов образовательного процесса.

Самый поверхностный взгляд на типичные недостатки педагогического процесса обнаруживает, что они отличаются не только источниками возникновения, но и способами преодоления. Одни из них легко исправить, другие для конкретного учителя непреодолимы (например, неспособность поддерживать дисциплину на уроке). Остановимся на наиболее типичных изъянах учебно-воспитательного процесса.

Первопричина - недостатки обучения в вузе

Слабое владение содержанием науки, лежащей в основе учебного предмета. Это один из самых серьезных недостатков в деятельности педагога. Первопричина - недостаточная подготовка в вузе. Как правило, об этом не принято говорить, но встречается повсюду, во всех образовательных учреждениях. Возможно, незаметен родителям, тем более учащимся, и может остаться вне внимания руководителя, не являющегося специалистом в этой области, и коллег, преподающих другие предметы. Другие источники возникновения - преподавание предмета без соответствующего образования, скажем, историк ведет географию; отсутствие в руководстве образовательного учреждения специалиста соответствующей специальности (например, все руководители преподают гуманитарные предметы и им, естественно, сложно судить о качестве преподавания физики или математики). Преодоление трудоемко, требует значительных усилий: это или самостоятельное углубление знаний и ликвидация пробелов в вузовском образовании, или получение второго высшего образования. Может быть основанием для признания учителя профнепригодным.

Серьезный вред приносят поверхностные знания по педагогике и психологии. Этот недостаток явно не проявляется в учебном процессе, потому часто остается вне поля зрения и проверяющих, и посещающих уроки, однако опосредованно влияет на качество всей деятельности педагога. Преодолим либо самостоятельным углублением своих знаний, или обучением на курсах повышения квалификации. Редко становится предметом обсуждения проверяющих или изучающих ... Читати далі »


Категория: Педагогічна кухня | Просмотров: 1214 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 02.06.2010 | Комментарии (2)

А.Ю. Уваров,
доктор педагогических наук
Смена парадигмы. Реформа отечественной школы продолжается уже не одно десятилетие. Начиная с 1985 года, в документах реформы находится место компьютерам и средствам новой информационной технологии, упоминается об информатизации образования. Однако и по сей день информатизация обсуждается, как нечто факультативное, техническое, не относящееся к сущностной части реформы. Образовательные политики рассматривают компьютеры и Интернет, как нечто отдельное от общих проблем содержания и методов обучения, от организационных форм управления учебным процессом. В традиционном сознании никак не укладывается тот очевидный факт, что одна из первопричин происходящих сдвигов и в обществе, и в образовании связана с феноменом становления глобальной информатизации экономики. Они не могут осознать, что информатизация образования – это далеко не только установка компьютеров в школах или подключение их к Интернет. Информатизация школы – это, прежде всего, трудный процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки школьников на этапе перехода школы к жизни в условиях информационного общества. За трудностями, которые переживает сегодня школа, нелегко заметить, что на наших глазах начинается практический переход от образования в условиях ограниченного доступа к информации к образованию в условиях неограниченного доступа к информации. И в этом суть дела.

Индустриальная революция, книгопечатание и учебник привели к революционным изменениям в «доиндустриальном образовании». Они позволили создать и развить современную массовую школу, отвечающую представлениям о хорошо организованном предприятии с жестко фиксированной, "закрытой” учебной архитектурой, которая в разной степени успешно выполняла свою миссию на протяжении многих десятилетий. Несм ... Читати далі »


Категория: Педагогічна інформатика | Просмотров: 925 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 21.05.2010 | Комментарии (0)

А.Ю. Уваров,
доктор педагогических наук

... Сегодня школа, как и другие элементы инфраструктуры, требует кардинальной модернизации. Одобрение инициативы по информатизации образования со стороны нового президента можно рассматривать как практический шаг нового руководства России в поддержку прерванного на десятилетие последовательного движения отечественной школы по пути подготовки будущих граждан России к жизни в информационном обществе.
Нет сомнений, что инициатива Министерства образования по подключению сельских школ к Интернет, которая с необходимостью должна затронуть все базовые проблемы перестройки образования, могла бы стать основой для такой программы.
Ложка дегтя
К сожалению, есть основания полагать, что этого может и не случиться. Приглядимся к ситуации с информатизацией школы подробнее.
Ни у кого не вызывает удивления, что специалисты из ГосНИИ информационных технологий и телекоммуникации, которые взяли на себя тяжкое бремя головной организации по подготовке соответствующей программы, не слишком вдаются в обсуждение «вопросов дидактики». Они говорят, что их задача – разработка «единой информационной среды системы образования». Остальное – дело школьных учителей. И связистов можно понять: дорожных строителей не интересует, что будет твориться в школьных автобусах, для которых им поручено возводить специализированную магистраль. Конечно, они должны спросить, сколько и каких транспортных средств будет двигаться по этой магистрали, но это уже заботы заказчика. В проекте структуры программы развития единой образовательной информационной среды на 2001-2005гг. педагогические цели и результаты работы почти не обсуждаются. Во главу угла ставится «анализ состояния информационных ресурсов и сетевой инфраструктуры системы образования». Все содержательные педагогические вопросы сведены к «методическому сопровождению учебного процесса с помощью электронных средств поддержки». Вопросы, связанные с собственно учебным процессом, не поднимаются, не обсуждаются, не финансируются.
Но, может быть, никакой педагогической проблемы и нет? Может быть, в школе все готовы воспользоваться Интернет и хорошо знают, что нужно делать? Однако, всем понятно, что простого знакомства с Интернет, для полноценного использования в учебном процессе, явно недостаточно. Собственно, это не может даже являться задачей школы. Действительно, если школьников нужно просто познакомить с Интернет, то для этого хватит "интернет-кафе" и "интернет-клуба". И это верно: в школе же не учат, как включать телевизор. Для доступа к Интернет давно используется дружественный интерфейс, ориентированный на массового потребителя. Специально «изучать Интернет» не нужно. Поэтому, когда говорят, что Интернет будет использоваться в учебном процессе, то реально предлагаемые идеи делятся на четыре группы. Интернет предлагают использовать для: ... Читати далі »

Категория: Педагогічна інформатика | Просмотров: 994 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 19.05.2010 | Комментарии (0)

Никонов Владимир Дмитриевич
В последнее время на страницах педагогической печати появились вопросы типа: «Что значит хороший директор школы?». И ответы: «Хороший директор — это...». Причем «это» часто обозначается всего лишь одной фразой: «Хороший директор — это тот, кто умеет определить зону ближайшего развития своего коллектива». Вот так категорично и однозначно. Отсюда следует, что все, кто почему-то не в состоянии определить эту злополучную «зону», относятся к «плохим директорам». Не слишком ли круто?
Я не знаю более многогранной и сложной деятельности, чем директорская. Даже такой формальный документ, как его квалификационная характеристика, не умещается на печатной странице, не говоря уж о региональных аттестационных разработках требован и и к той или иной категории. А тут, не мудрствуя лукаво, определяют качества руководителя школы всего одной фразой!
Ведь речь-то идет не о безобидных бытовых оценках. Съел кашу — хороший мальчик, не съел — плохой. Купила мама игрушку — хорошая, не купила — плохая. Разве можно с такими примитивными, детсадовскими мерками подходить к руководителям школ? Вспоминаю беседу с директором небольшой сельской школы. Разговор идет как-то тяжело. Чувствуется, что мой собеседник чем-то озабочен и все мои попытки вызвать его на обсуждение проблем ни к чему не приводят. В чем же дело? Наконец выясняется. «Да вы понимаете, уже целую неделю ничего не могу сделать с кухонной плитой, не работает», сокрушенно признается собеседник. Ушел я неудовлетворенный, а потом подумал: а ведь действительно для него это очень важно. Надо кормить детей, а как без плиты-то! И, наверное, починка плиты для него куда значимее, нежели какая-то зона какого-то развития. Что же, на таком основании зачислить его в плохие директора? Ведь школа-то, как я выяснил, совсем неплохая, и учителя, и ученики относятся к своему директору с любовью и уважением.
Ну а если даже налицо четкое определение этой самой зоны? Стало быть, директор уже, безусловно, хорош?
Директор средней школы районного центра, человек энергичный, сумел преобразовать свое учебное заведение в гимназию. Потрачены огромные усилия на разработку целей, задач. В школьных документах отражены все модные сегодня педагогические термины — концепция, модель, зона ближайшего развития. Главное — создание в районном центре своей интеллигенции. Все хорошо, но как-то не учли того, что в этом райцентре все задействовано вокруг одного лишь предприятия, и ясно, что социум не в состоянии поглотить такой отряд интеллектуалов. А вот другой пример. В пыльной, ковыльной степи стоит соляной заводик, рядом — соляные прииски. Поселок с довольно примитивной инфраструктурой, а в центре — средняя школа с небольшим контингентом учащихся. Директор школы — пожилой, мудрый человек, влюбленный в свою степь. Рассказывает: «Побывал однажды в Москве, увидел, что вся земля закована в камень, асфальт. Так обидно стало за землю, чуть не заплакал. Больше не поеду». Но еще больше любит он свою школу. Правда, пока еще в ней нет компьютеров, но столько любви и доброты вложено в элементарную школьную утварь, что диву даешься. И дети, и родители идут в свою школу, как в храм.
Позволю себе еще один пример. В школе проходит «круглый стол» по проблеме внутришкольного управления. Ведет его директор. Рассказать ему есть о чем. На месте старого школьного здания не так давно возникло новое, прекрасно оборудованное и благоустроенное. Два спортивных зала, столовая, кабинеты, актовый зал. Светло, чисто, просторно, отличная мебель. Когда разговор перешел к вопросам развития школы, задачам, то директор все чаще стал поглядывать на завуча, а вскоре и вообще передал бразды правления в его руки. Чувствовалось, что завуч тут чувствует себя гораздо увереннее. Умаляет ли это достоинство директора? Нисколько! Напротив, честь и хвала тому, кто реально оценивает возможности как свои собственные, так и своих сотрудников. В России больше шестидесяти тысяч школьных директоров. Убежден, что подавляющее большинство из них — люди думающие, болеющие за свое дело. Почти каждый стремится к тому, чтобы его школа была лучше других. Пусть не каждому это удается, но это еще не повод для пренебрежительного отношения к ним. Не знаю. как вам, но мне обидно. когда на протяжении последних лет и педагогическая наука, и чиновники от образования в своих психолого-педагогических рассуждениях крутятся лишь вокруг десятка именитых директоров, как будто других и нет. А ведь именно благодаря этим другим российские школы еще и сохраняют свое лицо в наше трудное и смутное время.

Категория: Педагогічна кухня | Просмотров: 980 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 14.05.2010 | Комментарии (1)

Марк Поташник,
действительный член Российской академии образования,
профессор, доктор педагогических наук

Особенности руководства педагогами
на разных стадиях
их профессиональной жизнедеятельности
Педагогическую деятельность любого учителя можно разделить (условно, разумеется) на четы­ре стадии (этапа): 1) овладение профессией как ремеслом; 2) обретение мастерства; 3) доведение мастерства до уровня искусства»; 4) эмоцио­нальное (профессиональное) выгорание.
Длительность каждого этапа у всех своя и пе­дагоги не обязательно проходят все четыре этапа: кто-то «застревает» на первом этапе на всю жизнь и остаётся ремесленником в своей профессии; кто-то доходит до уровня мастер­ства или даже выше — до уровня искусст­ва — и заканчивает свою трудовую деятель­ность признанным корифеем в своей профессии. Кто-то (их, увы, немало), к сожа­лению, приходит к стадии полного эмо­ционального (а значит и профессиональ­ного) выгорания.
Первый этап «овладение профессией на уровне ремесла» продолжается обыч­но 3–5 лет после прихода из вуза в школу. Главные задачи учителя здесь: освоить содержание школьного образо­вания, т.е. овладеть практической дидак­тикой и методикой обучения, а также наукой и в какой-то мере искусством управления детьми, т.е. основами воспи­тательного взаимодействия со школьни­ками разных возрастов, классов, групп. Всё это достигается, прежде всего, соб­ственной активностью, добросовестнос­тью, помощью наставников, активным участием в методической работе.
Кроме намерения не упустить время про­фессионального становления, есть более весомая причина, предполагающая не только желательность, но и необходимость отдельной работы с начинающими. Эта причина известна. Особенность ситуации с начинающими педагогами в том, что они с первого дня работы имеют те же самые ... Читати далі »

Категория: Матеріали журналу "Народное образование" | Просмотров: 1037 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 11.05.2010 | Комментарии (2)

Марк Поташник,
действительный член Российской академии образования,
профессор, доктор педагогических наук
Планирование, организация, контроль — необходимые, но недостаточные действия для того, чтобы система управления в школе работала эффективно. В статье рассматривается эта важнейшая функция на примере управления профессиональным ростом учителя.

Есть руководители, которые по наивности или неграмотности считают, что люди (в нашем случае — учителя), пришедшие на работу, должны делать то, что им предписано формальными (за­фиксированными в нормативных актах) требованиями.

Однако жизнь показывает, что реально люди делают не совсем то или не то и не так, как пред­писано. Ведь школа — это соци­альная организация, особенность которой в том, что, приходя на работу, учителя уже имеют собственные мотивы, потреб­ности, ожидания, представле­ния о своей работе, и они способны ставить перед собой цели. Они могут хотеть или не хотеть что-то делать (заботиться о своём профессиональном росте или не заботиться) и в зависимости от этого строить своё поведение. Это ... Читати далі »


Категория: Матеріали журналу "Народное образование" | Просмотров: 1539 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 10.05.2010 | Комментарии (1)

"- Ну, ведь всё не так плохо, как вы говорите!
– Конечно! На самом деле всё гораздо хуже!” – (реплика.)
В классе сидят двадцать пять (тридцать) учеников. И хотя в чём-то они могут быть похожи между собой, тем не менее каждый из них обладает своим, уникальным набором способностей; у каждого впереди – свой жизненный путь; каждый имеет личные задачи, которые предстоит решить; каждый учится осознавать и делать собственный выбор в жизни, и одновременно соотносить его с выбором других.  Тем не менее, учиться им предстоит по одной и той же программе, в которой знания разрознены и разделены на отдельные дисциплины, учить которые им придётся, пользуясь почти одинаковыми учебниками, и почти одни и те же учителя будут оценивать их способности по одинаковой шкале цифр.
           При этом не соблюдается ни один из природных циклов (дни когда учиться продуктивно, а когда – лучше отдохнуть и т.д.), ни один из личных природных циклов каждого учащегося; и  с каждым черепашьим шагом, которым предлагает двигаться школьная программа, реальный мир и его возможности прыгают на десять шагов вперёд.  (Ничего, что интернет обнуляет всю значимость многих учебников и учебных курсов? И кстати, вам никогда не хотелось лично присутствовать на экзекуции человека, придумавшего заканчивать учебный год в конце мая? Заставившего нас всех сидеть в этих удушливых квадратурах, и смотреть как за окном дышит весенним воздухом настоящая жизнь? Сдавать неврастенические экзамены, когда и тело и душа просят, жаждут -  чего-то совершенно другого? А хотите посмотреть на тех, кто решал, что ваша учёба будет обстоять именно так? Сейчас вы их увидите.)
            Итак, для начала, откуда это взялось? С каких пор возникла непоколебимая уверенность (при могучей поддержке государства) в том, что для воспитания всесторонне развитых уникальных индивидов вполне достаточно стандартной для всех учебной программы? Этот вопрос можно поставить ещё лучше: всесторонне ли развиваются индивиды, которые обучаются по стандартной для всех программе? И что это за индивиды вообще, и какое государство в них заинтересовано?
 Как закалялась ”матрица”.
"Возможно, одно из крупнейших заблуждений школы состоит в  твёрдой уверенности, что её как социальный институт основали добрые дяди и тёти, с целью помочь обрести знания детям из обычных семей – так сказать, предоставить равные возможности.” – Джон Тейлор Гатто.
 
Официально принято считать основателями классно-урочной системы некоего И.Штурма, представителя "страсбургской школы”, затем Яна Коменского, и Константина Ушинского. Во всяком случае, так нам рассказывают в педагогических колледжах. (Дальше, после Ушинского, надо полагать "всё шло по накатанной.”)
Да только не тут-то было. В ходе изучения различных материалов по новой истории (от индустриальной революции и до наших дней) можно убедиться, что за созданием современной школьной системы корпели не только эти замечательные деятели-гуманитарии. Точнее, гуманитарии подкинули интересные идеи. А их воплощением вплотную занялись люди, которых мы знаем в связи с другими, не менее важными, мировыми свершениями: Генри Форд, Дж.Морган, Эндрю Карнеги, Джон Рокефеллер и так далее.
 
О, эти люди умели думать. И они умели заглядывать в будущее. Поверьте, уж кто-кто,  а они в точности предвидели всё то, что мы, как цивилизованные люди, видим вокруг. Хотите знать, о чём они думали и думают всегда? О нас и вас, уважаемые дамы и господа потребители товаров и услуг. Эти умные люди ещё тогда, на заре промышленного века быстро составили цепочку логических умозаключений:
1) производство и распределение материальных благ – есть ни больше ни меньше чем ключ к владению миром.
2) для того, чтобы укрепить это владение – нужно просто позаботиться, чтобы у материальных благ всегда был потребитель, который будет исправно хотеть получить эти блага.
3) чтобы потребитель потреблял больше – следует заставить его хотеть больше.
4) чтобы человек хотел как можно больше – нужно чтобы кроме материальных благ он не знал никаких других.
То есть, выражаясь конкретнее, нужны люди, как можно бо ... Читати далі »

Категория: Педагогічна кухня | Просмотров: 870 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 05.05.2010 | Комментарии (0)

Гликман И.З.,

профессор Московского городского педагогического университета

Почему идея новой школы становится всё более актуальной? Конечно, не от хорошей жизни. Если отечественная школа с каждым годом всё лучше, как об этом пишут некоторые издания, посвященные проблемам образования, то зачем же стремиться к её преобразованию? «От добра добра не ищут!», — справедливо гласит мудрая русская пословица. А если потребность в преобразовании школы нарастает, и всё большее число учителей, родителей, деятелей народного образования это понимают, то значит «в нашем королевстве» что-то не так. Попытаемся разобраться, каковы основные недостатки современной школы, и определить, какие перемены сегодня необходимы.

Наша давно сложившаяся школьная система устарела. Она всё хуже готовит школьников к жизни в со­временном обществе, к обязаннос­тям гражданина, к участию в про­изводственном процессе, к самооб­разованию, к созданию семьи и воспитанию собственных детей.

Итак, чем заняты дети в совре­менной школе? Говорят: изучают основы наук. Допустим, что это так. Более того, допустим, что они делают это хорошо и дейст­вительно усваивают эти основы.

... Читати далі »


Категория: Матеріали журналу "Народное образование" | Просмотров: 1135 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 03.05.2010 | Комментарии (2)

Хоменко Ирина Алексеевна, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики и психологии семьи Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Если театр начинается с вешалки, то школа, вероятно, с вестибюля. Однако многие руководители до сих пор считают, что дело не во внешней красоте, а во внутреннем содержании, и порой недооценивают роль первого впечатления, которое складывается у потенциальных партнеров (читай — родителей), приходящих в школу. Что ждет их за порогом?

«Пространственный аудит»

Мой опыт по роду своей профессиональной деятельности посещения образовательных учреждений свидетельствует о том, что не всегда родители видят реальные доказательства лояльности педагогического коллектива по отношению к таким гостям. (Кстати, интерьеры школы могут запросто позиционировать родителей как «гостей», «посторонних» или «партнеров».)

Директору, который хочет выстроить партнерские отношения с родителями, необходимо как минимум провести «пространственный аудит». К примеру, если на школьных стенах не висит ни одной ребячьей поделки, а на окнах не стоят выращенные детьми цветы, то возникает закономерный вопрос: а где находятся вещи, сделанные основными участниками образовательного процесса? Согласитесь, приходя к кому-то домой и не обнаружив там вещей хозяев, вы вполне резонно подумаете, не ошиблись ли, часом, дверью?..

А представьте себе родителя, попадающего в эту «образовательную среду» и видящего только пустые коридоры. Будет ли он воспринимать это как место, куда стоит вкладывать свою энергию?

Школьный вестибюль должен приглашать к дальнейшему знакомству, располагать к доверительному общению и показывать, в каком направлении движется это образовательное сообщество. Соответственно, уместны приветливые обращения, выражения признательности, разъяснительные тексты о целях, задачах, приоритетах образо ... Читати далі »


Категория: Педагогічна кухня | Просмотров: 1657 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 30.04.2010 | Комментарии (1)

Майкл ФУЛЛАН

Майкл ФУЛЛАН – заметная персона на мировой арене борьбы за перемены в образовании. Он возглавляет Институт образовательных студий Торонтского университета в Канаде. Мы предлагаем вашему вниманию несколько фрагментов из его книги с интригующим названием "Силы перемен. Измерение глубины образовательных реформ”

Размышляя о проблемах нашего образования, мы привыкли связывать их с экономическим и общественным кризисом в нашей стране. Однако среди проблем школы можно обнаружить немало таких, которые свойственны современной педагогической жизни любой страны мира, независимо от степени ее процветания.
Возьмите любую образовательную проблему и начните перечислять все силы, которые могут быть задействованы при ее разрешении, на которые нужно влиять, чтобы достичь успеха. А теперь примите во внимание, что есть еще и неучтенные обстоятельства, которых невозможно избежать: политика правительства, постоянно меняющаяся, новые технологии, экономический кризис, прискорбные конфликты и т.д. И каждое даже незначительное изменение в этом уравнении создает десяток
неожиданных осложнений, а те, в свою очередь, обеспечивают еще десяток проблем.
И вот связь между причиной и следствием исчезает, ее невозможно проследить. Она теряется в деталях того, что происходит. Невозможно, чтобы успешная организация была воплощением неких общих намерений, хорошо спланированных заранее. Напротив, успех представляет собой открытие новых моделей действий, которыми мы отвечаем на непрерывные перемены в задуманном ходе дел.
Итак, продуктивное изменение – это постоянный поиск понимания с осознанием того, что окончательного ответа не существует. Подлинное влияние на перемены требует:
– видения взаимосвязей, а не просто линейных причинно-следственных цепочек;
– видения всего процесса перемен, а не его фрагментов.
Как только мы разовьем язык нелинейной системы, возникнет новое представление о переменах.
"Подсознание полностью перестроилось для того, чтобы отображать данные циклично, а не линейно. Мы выясняем, что перед нами сплошные обратные связи и системные архетипы. Мы уже переключились подобно тому, как это случается при овладении иностранным языком. Мы начинаем спонтанно думать терминами и конструкциями нового языка. Когда это происходит в системе мышления, мы становимся "приспособленными к жизни”.
Звучит сложно? Да. Непрактично? Нет. На самом деле это значительно практичнее, чем наше привычное внедрение новаций. Ведь плохое решение сложной проблемы только ухудшает ситуацию.
Что это за новый язык, который может приручить силы перемен? Взглянем на восемь основных уроков, возникающих из новой парадигмы образовательных перемен. Каждый из них странен, если исходить из наших привычных представлений о переменах. Эти уроки связаны между собой, и ни один из них сам по себе вряд ли пригодится. Каждый из них действенен благодаря мудрости семи других.
Урок 1. Нельзя управлять значимыми процессами (чем сложнее перемены, тем меньше мы можем на них влиять).
Руководство нужно. Оно обязано определять политику, устанавливать нормы и следить за процессом. Но невозможно управлять достижением сложных целей в значимых переменах. Здесь решающее значение имеют умения, творческое мышление и самоотверженные действия. Руководства недостаточно, и чем больше ты хочешь сделать его четким, тем ограниченнее становятся цели и способы. Педагоги – не технические работники.
Но даже в относительно простых случаях почти все перемены ценностей в образовании требуют новых умений, нового поведения и новых убеждений. Если есть кардинальное правило перемен, то оно состоит в том, что невозможно заставить человека изменяться. Невозможно заставить человека думать по-другому и принудить к развитию новых умений.
Маррис пишет про эту проблему так: "Те, кто имеет власть, почему-то действуют так, будто им нужно только пояснить, а когда их пояснения не воспринимаются сразу, то они не обращают внимания на оппозицию и выражают полное пренебрежение к жизни всех остальных, кроме себя. Реформаторы уже усвоили некие истины и выработали формулировки, имеющие смысл только для них. Если они отбирают у исполнителей шанс сделать то же самое, они принимают их за кукол на ниточках своих концепций”.
Помимо выдвижения все большего количества обязательных требований в системе образования присутствует общее упование на все большее и большее число инноваций. Педагогический люд часто реагирует на моду, мгновенно и необдуманно откликается на новейшие "горячие идеи”. Тот факт, что без глубоких перемен в мышлении и умениях результат новации будет ограничен, вовсе не опровергает их потенциальной ценности. Возможно, основная проблема государственного образования не в сопротивлении переменам, а в слишком большом количестве инноваций, воспринятых некритично и поверхностно, на фрагментарной основе.
Идеи, которые легко достаются, легко и утрачиваются. А глубоким пониманием вещей нельзя управлять. Единственная действенная альтернатива – создать условия, которые дают возможность и принуждают людей расширять свое видение, а также постоянно развивать навыки практической работы.
Приказы и распоряжения могут менять некоторые вещи, но они не влияют на то, что подлинно значимо. Когда происходят сложны ... Читати далі »


Категория: З усього світу по нитці | Просмотров: 1034 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 25.04.2010 | Комментарии (1)

Немова Наталия Васильевна, кандидат педагогических наук, доцент Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Предстояла очередная планерка школьной администрации. Кабинет директора постепенно заполнялся людьми. Пришли организатор внеклассной работы и завхоз. Как всегда, вместе вошли три завуча. Все они казались довольными собой, уверенными. А вот у директора настроение было другим, она уже со вчерашнего дня пребывала в волнении. Предстояло оценить работу учителя, который все предыдущие годы считался одним из лучших. Сомнений не было до тех пор, пока сама не посетила несколько уроков. Ушла расстроенная. Все не так, как ожидала. Вот тогда и засомневалась: верно ли оценивали учителя раньше? Прежде чем сделать заключение, посетила не один урок, и не один час провела в беседах с педагогом. Теперь сомнений не было: высокий класс преподавателя — миф, созданный самим педагогическим коллективом. Как же быть, тем более что скоро аттестация?

Высказала все это своим заместителям. Предложила обсудить непростой вопрос. В ответ — глухое молчание. Наконец кто-то из завучей заявил:

— А что обсуждать? Не переживайте, мы решили — все обойдется, никакой проблемы нет.

Как током ударило:

— Кто это мы?

— Вы извините, но наши учителя не хуже, чем в соседней школе. Вот мы и решили, что давно пора снизить и наши требования, а то у них уже полшколы имеет четырнадцатый разряд, а мы своих все проверяем и учим. Вы не обижайтесь на наши слова. Давно покинули кабинет собеседники, а директор все никак не могла унять чувство обиды и тревоги. Возникло, и уже не впервые, какое-то отчуждение. Как будто ее заместители сами по себе, а она, руководитель, — тоже сама по себе. Они — группа, и они — сила, а она, пожалуй, одна. Вот и сегодня молча выслушали, а потом мягко «продавили» свои собственные решения. Остался на душе горький след, а еще — ощущение униженности, снисходительности, с какой восприняли твои предложения. Вынуждены, мол, считаться, раз ты — директор. Но нас больше, и мы правы. Как же возникло это противостояние?

Попробуем рассмотреть всего лишь один, но весьма реальный вариант. Вы когда-нибудь задумывались, что практически в любом конце страны по школе можно пройти с закрытыми глазами и не заблудиться — попадешь в нужный кабинет. Директор располагается на первом этаже, помещения учителей начальн ... Читати далі »


Категория: Педагогічна кухня | Просмотров: 884 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 21.04.2010 | Комментарии (1)

Негринг Джеймс

 Cравнивать российскую и американскую системы образования можно лишь сознавая всю условность этого сравнения.

Но есть та точка, тот критерий, который един для любой школы и в России, и в США, и, наверное, во всем мире.

Это – свобода школы, свобода учительства и учения. Право ребенка быть субъектом, а не объектом образования.

Этот критерий, эта проблема больше, чем социальные, экономические и правовые условия конкретной страны. Она не ими обусловлена.

Живая школа, живое образование везде оказываются в тисках. Степень их сжатия зависит от управленческой культуры и правовых норм общества, но тиски присутствуют в любом случае.

Как и изначальное недоверие к школе. Отсюда – инструкции, приказы, тесты.

Почему так? Можно говорить, что построенная на контроле школа сама растит себе будущих контролеров.

Что люди несвободные не могут допустить, чтобы свобода появилась в других – это ставит под вопрос их собственное существование. Но это, наверное, только вариации на тему.

Главное противоречие школы: она возникла как институт, действующий в интересах государства и общества; отдельная личность важна школе ровно настолько, насколько эта личность отвечает вышеупомянутым интересам.

Предзаданное устройство школы диктует свое. И в том хитрость этого устройства, что «зарядить» в него можно очень многое: вчера мы ориентировались на социалистические цели и ценности, сегодня – на рыночные, и школа без особых переделок перешла из одного русла в другое, только управления образования кое-где стали называть департаментами и поменяли экономическую начинку, да и то не до конца.

У школы и у системы образования в целом потрясающий запас прочности.

Как показывает уже российский опыт последних лет, школа выдерживает внедр ... Читати далі »


Категория: З усього світу по нитці | Просмотров: 889 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 14.04.2010 | Комментарии (2)

Птичкина Анна Олеговна,

учитель английского языка

Аннотация. Выполняя один из многочисленных тестов по английскому языку, автор, педагог с тридцатилетним стажем, наткнулась как-то на фразу: «He wanted to make his plan foolproof» (дословный перевод: «Он хотел сделать свой план защищенным от дурака»), и сразу подумала о нашей системе образования. Ведь английское: «foolproof» - это то, что настолько хорошо продумано, что просто не может работать неверно. Невольно возник вопрос: можем ли мы сказать, что система образования в России настолько планомерна, надежна и удобна? Все это и подтолкнуло автора, отнюдь не претендующего на лавры аналитика, высказаться о современных тенденциях развития образования «изнутри», с точки зрения рядового учителя.

 

Всем известно китайское проклятие: «Не дай вам бог жить в эпоху перемен», но мало кто знает его продолжение: «если вы не сможете воспользоваться преимуществами этих перемен». Каковы же преимущества современных реформ в образовании и умеем ли мы ими правильно пользоваться?

Несомненно, за последние годы появилось немало нового, перспективного. Школы вводят инновационные системы обучения, завоевывают гранты, приобретают на них необходимое оборудование для освоения новых информационных технологий, которые, в свою очередь, позволяют сделать процесс обучения более интенсивным, интересным и современным. Сегодняшний ученик заметно отличается от того, которого мы учили двадцать лет назад. Это, как правило, визуал, владеющий компьютером и имеющий доступ в Интернет. Железный занавес давно открылся, современный старшеклассник вольно или невольно сравнивает то, что находилось по обе стороны этого занавеса.

Учителю, в свою очередь, уже не удержаться на плаву с помощью только опыта и старых знаний. Приходится постоянно учиться, овладевать компьютером. Вначале под нажимом, а потом начинаешь понимать, насколько компьютер и Интернет расширяют границы познания, упрощают работу, помогают правильней организовать свою деятельность. На определенной ступени ты осознаешь, что благодаря информационным технологиям улучшились твои взаи ... Читати далі »


Категория: Педагогічна кухня | Просмотров: 1076 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 10.04.2010 | Комментарии (1)

Ушаков Константин Михайлович,

доктор педагогических наук, профессор

На одном из последних семинаров, который мне довелось проводить для администраторов образовательных учреждений, я спросил слушателей: «Какой школой вы бы хотели руководить?» И почти все присутствовавшие ответили: «Функционирующей!»

Признаюсь, такой ответ меня порадовал. Объясню — почему. Меня уже давно смущают и даже тревожат некоторые аспекты принятой и ставшей почти официальной терминологии. Сегодня бытуют два термина: «школа в режиме функционирования» и «школа в режиме развития». При этом подразумевается, что первое, то есть функционирование, это не очень хорошо, это, пожалуй, стыдно, и такая школа есть что-то вроде «осетрины второй свежести». А вот развивающаяся школа — это, напротив, как раз то, что нужно.

Мне, однако, кажется, что дела обстоят несколько иначе. Школа, успешно функционирующая (то есть, строго говоря, выполняющая свое предназначение) в нынешних, характеризующихся высокой скоростью изменений условиях, — это очень хорошо, это именно то, что сейчас нужно и возможно, хотя, конечно, и чрезвычайно сложно. Ведь успешно функционировать сегодня — это значит соответствовать непрерывно меняющимся требованиям.

А вот школа в «режиме развития» — это, разумеется, замечательно, но как официальный эталон успешности образовательной организации, скорее, опасно. Дело в том, что стремление иных школьных руководителей не отстать от моды и во что бы то ни стало, даже вопреки желанию педагогов, «развиваться», прямым своим следствием нередко имеет вынужденную имитацию инновационной активности. Разрушается корпоративная мораль, истощаются ресурсы и возникает «инновационная паранойя» (есть такая болезнь организаций).

Подобное вызывает у меня некоторые ассоциации. Например, школьник должен сдавать кросс на зачет, а он перед этим либо болел, либо у него вообще плоскостопие, или он просто не тренирован. А сдавать надо непременно. И он делает единственно возможное — выходит на дистанцию и незаметно для всех «срезает» углы. Конечно, важно не переборщить, грамотная «имитация» участия в кроссе заключается еще и в том, чтобы не оказаться в числе самых первых прибежавших на финиш и ненароком не угодить в сборную школы.
Мне ... Читати далі »


Категория: Педагогічна кухня | Просмотров: 962 | Добавил: Управління_освіти | Дата: 05.04.2010 | Комментарии (0)

1-20 21-40 ... 101-120 121-140 141-157

Ми в соцмережах
       







Інформаційний партнер
Науково-педагогічна бібліотека Миколаєва

Сайти навчальних закладів

Корисні посилання






























































Управління освіти Миколаївської міської ради © 2017