Пошук


Меню сайту

Форма входу
Реєстрація
  




Радимо переглянути















   
Інші події

Конкурси для учнів

Конкурси для вчителів











Онлайн всього: 13
Гостей: 12
Користувачів: 1
Управління_освіти


Головна » 2010 » Липень » 30 » Бочка дегтя и ложка меда информационных технологий
19:48
Бочка дегтя и ложка меда информационных технологий
Кушнир Михаил Эдуардович,
аместитель директора ГОУ Гимназия № 45

Департамента образования Москвы,

руководитель СПО-разработки

Электронный классный
  журнал РУЖЭЛЬ»
Сегодня «фетишем» стали информационные техноло­гии (ИТ). Для этого есть и философское обоснование (меняются скорость и содержание всех социальных процессов), и бытовое (финансовые потоки, среда обще­ния, индустрия развлечений).

Сфера образования заметно отстает в освоении ИТ от биз­нес-сферы. Она вообще отстает от ритма жизни все силь­нее, и наметившийся в последнее время акцент на ИТ — попытка с их помощью сократить отставание. Однако эффективность вложений в ИТ остается в образовании невысокой.

Все мы в глубине души мечтаем о возможности «по щучь­ему велению», но чем глубже наши познания в какой-то сфере, тем меньше у нас надежд на подобный исход в ней. Тем не менее спрос на рекомендации «как стать миллионе­ром» остается высоким.

Бочка дегтя

Для построения системы ИТ на уровне, подконтрольном управлению образования, часто возникает соблазн сконцентрировать все проблемы в одном мощ­ном ресурсе и поручить его создание какой-то одной приличной команде, изыскав для этого удачно подвернувшийся финансовый ресурс. При этом предполагается, что все подведомственные ОУ, безусловно, оценят творческий дар руководства, осуществив­шего этот грандиозный проект, и стройны­ми рядами начнут приобщаться к высоким технологиям. Если же среди них по причи­не недостаточной ИТ-культуры окажутся не слишком радостные почитатели руководя­щего таланта, то они, приученные «ходить строем», не будут слишком портить общую благостную картину.

Любителей «строить» может немного ос­тудить Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информацион­ных технологиях и о защите информации». Цитирую статью 3:

«Принципы правового регулирования от­ношений в сфере информации, информаци­онных технологий и защиты информации ... основывается на следующих принципах: ... 8) недопустимость установления нор­мативными правовыми актами каких-ли­бо преимуществ применения одних инфор­мационных технологий перед другими, если только обязательность применения опре­деленных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами».

Так что, широко распространенное навя­зывание школам конкретных программных продуктов противоречит действующему за­конодательству, что по мере роста ИТ-куль-туры обязательно начнут вспоминать все чаще и чаще.

Недооценка инфраструктурного обеспече­ния ИТ-проектов — слабое звено многих проектов, но для сферы образования в свя­зи со сложностями бюджетного финансиро­вания этот фактор — «ахилесова пята». От полного фиаско подобные проекты спасает недостаточная востребованность предлага­емых ими ИТ-ресурсов, так что, в некотором смысле, органы управления образованием заинтересовано в низком уровне ИТ-куль-туры: чтобы ИТ-проект быстро не лопнул и можно было выглядеть пристойно в общем ряду коллег.

Акцент в сфере ИТ стремительно смеща­ется в сторону интернет-решений, т.к. они оказались наиболее простыми для освое­ния и наиболее широкими по охвату поль­зователей. Поэтому и мега-супер проекты в образовании все чаще реализуются путем создания порталов, к заполнению которых сразу начинают активно призывать его со­здатели. Однако пока нет ни одного офи­циального образовательного портала, кото­рый бы воспринимался профессиональным сообществом как выдающийся пример эф­фективного вложения бюджетных средств. Хорошо, если они оказываются небесполез­ными: на память приходят истории со скан­далами вокруг подобных порталов.

Складывается впечатление, что подрядчики, не обнаружив грамотного заказчика, созда­ют образовательные ресурсы без надежд на их развитие — просто отрабатывают дого­ворные деньги с минимальными издержка­ми. Инициатор проекта со стороны заказчи­ка, естественно, не видит проблем в себе, а находит их в серых и нерадивых учителях. А учителя, свыкшиеся со своим статусом и низкой оценкой, даже рады, когда от них от­махнутся, т.к. объяснить инициатору неадекватность его проекта — задача практи­чески невозможная. Естественно, это самая безобидная версия. Учителя в форумах вы­сказывают гораздо более жесткие предпо­ложения, называя такие проекты «распи­лом» бюджетных средств на волне конъюктурного интереса к ИТ.

Учитывая сложности финансирования при высоких издержках на создание и под­держку ИТ, было бы логично не строить за­ново свое - родимое, а максимально исполь­зовать существующие интернет-решения.

Например, Google уже несколько лет пред­лагает очень приличный сервис Google Apps, который бесплатен для учреждений образования. Он полностью освобождает от необходимости технической поддержки — только грамотное администрирование, что доступно практически любому ответствен­ному сотруднику, знакомому с ИТ. Много есть других бесплатных интернет-сервисов: форумы, wiki, блоги, фото- и видеогалереи и т.д. Красивая служба iTunesU для публика­ции учебного медиаконтента (лекции, пре­зентации) у Apple.

Но многие управления образования стой­ко создают свои собственные ИТ-ресурсы, а потом старательно приглашают других при­соединяться — каждый к своему. Хотя, ес­ли уж избегать общедоступных сервисов, логичнее заранее кооперироваться с сосе­дями на этапе планирования — по крайней мере можно сконцентрироваться на своей зоне ответственности.

Полагаю, уже накоплен достаточно большой опыт для анализа не слишком эффективных ИТ-проектов, чтобы избежать их клонирова­ния и критически взглянуть на уже реализованные, возможно, пересмотреть уже запла­нированные.

Куда дели мед?

Заметными проектами обычно оказывают­ся порталы, созданные энтузиастами за счет собственных ресурсов. И это абсолютно объяснимо психологическими закономер­ностями: их создают, когда появляется зна­чимая идея, которой стоит поделиться с со­обществом. Задача широкого охвата пользо­вательским интересом перед инициаторами проекта остро не стоит. Они ориентируются на «своих» пользователей, которым данная идея интересна — типичная схема саморе­гуляции интернет-сообщества.

Логика создания официальных порта­лов часто иная — освоение бюджетных средств. Но и благая цель может не иметь связи с реальными мотивами деятельности тех, на кого рассчитан создаваемый ресурс. Тогда вся логика интернет-среды работает против этой идеи, а усилия по ее реализа­ции оказываются неэффективными.

Таким образом, вырисовывается взаимосвя­занная пара точек опоры: содержательная идея ресурса (сайта, форума, социальной сети и т.п.) и востребованность его у ко­нечных пользователей.

Значит, кроме захватывающей идеи, любой ИТ-проект должен строиться либо от су­ществующей потребности, либо форми­руя такую потребность.

Для формирования потребностей адми­нистративный фактор часто совсем не лиш­ний, но и переоценивать его тоже не стоит — легко нарваться на «итальянскую за­бастовку».

Продолжая логическую цепочку, поставим «востребованность» в зависимость от тре­тьего фактора — уровня ИТ-культуры поль­зователей, с которым в образовании не все благополучно. Значит, все идеи и потреб­ности, закладываемые в ИТ-проект, должны учитывать стартовое состояние и динамику уровня ИТ-культуры пользователей.

Четвертый важный фактор успешности ИТ-проекта — надежная инфраструктура его всесторонней поддержки: умения пользова­телей, знание ими процедур (к кому, когда и с чем обращаться), прозрачность и точность выполнения заявок в системе поддержки. Чем хуже решаются инфраструктурные за­дачи, тем менее эффективно расходуются средства на построение новых ИТ-решений, т.к. их некому грамотно поставить, оценить и обслужить.

Таким образом, для успешного ИТ-проекта должен быть сбалансированный «квадрат».

 

 

 

Содержатель­ная потребность пользователей

 

Красивая идея по ее удовлетво­рению

 

 

Техническая реализация идеи

 

 

 

Адекватная инфраструктура ее использования и поддержки

 

 

 

Вероятность создать единый ресурс, охва­тывающий разные аспекты образовательных процессов, и соблюсти в каждом из них столь тонкий баланс, мягко говоря, невысока. Кро­ме того, чем больше аспектов и пользователей будет включено в ресурс, тем сложнее обеспе­чить его надежное функционирование.

Гораздо более продуктивно и эффектив­но строить разные адресно-ориентиро­ванные ресурсы. Дополнительным плю­сом такого подхода является соблюдение известного народного принципа — «не носить все яйца в одной корзине»: если возникнут проблемы с одним ресурсом из многих, никто не придаст этому большого значения.

Кроме того, разные ресурсы могут под­держиваться разными командами, что при­даст дополнительные эмоциональные от­тенки, будет формировать свое лицо у каж­дого ресурса. А организовать между раз­личными ресурсами удобные перекрестные ссылки уже давно не проблема — это поз­волит легко перемещаться между ними. Ка­кой из них объявить центральным, дело вку­са руководителя или наделенного полномо­чиями ответственного лица.

Подбираем корзины

1. Компьютер дома

Я полагаю, в каждом регионе, где учитель испытывает сложности в доступе к Интер­нету, должна быть предусмотрена програм­ма по его обеспечению компьютером и до­ступом. Обеспечить достаточный уровень освоения Интернета без домашнего ком­пьютера практически невозможно, т.к. учитель и помимо этого перегружен на ра­боте. Чтобы у него возник стимул к освое­нию ИТ, он должен получить от этого какие-то преимущества.

Трудно представить себе нормального че­ловека, сидящего в школе ради общения в интернет-форуме, когда домочадцы тоже не прочь пообщаться, не говоря уже о домаш­них делах. А вот вечерком, после всех дел, когда все домашние расползлись по сво­им делам или постелям, можно посидеть за компьютером, найти на необъятных просто­рах Интернета родную душу или, наоборот, ретивого оппонента сокровенным мыслям о родном образовании и не только.

2.         Внутренние ИТ-ресурсы

Как известно, качество связи на линии опре­деляется самым плохим участком. Таким об­разом, проектируя ИТ-ресурсы, необходимо именно на них обратить самое пристальное внимание: либо улучшать, либо избегать. Но даже при хороших каналах нельзя забывать, что они могут в любой момент отказать. По­этому критические ресурсы, которые необ­ходимо всегда иметь под рукой на работе, нельзя держать на далеких интернет-серве­рах, даже если это технически проще.

В любой школе должны быть свои локаль­ные ИТ-ресурсы, предусмотрены меры по их поддержке: что-то должны делать местные сотрудники, что-то — мудрые специалисты издалека. Благо, современные компьютеры можно обслуживать по сети, что позволяет более рационально распорядиться ресурса­ми на их содержание. Схему обслуживания нужно хорошо продумать: кто за что отвеча­ет и в какие сроки.

3.         «Отделить мух от котлет»

Все ИТ-сервисы — коммуникация. Это про­воцирует на создание единых центров ком­муникации на все случаи жизни.

Однако известно, что во многих бизнес-структурах вводятся запреты на неделовые коммуникации: отключают «Одноклассни­ков» и «ВКонтакте», другие популярные точ­ки интересов. А ведь это взрослые люди, ко­торые рискуют карьерой, зарплатой! Что же говорить о школьниках, которые только учат­ся структурировать свое рабочее время?

4. «Живые» ИТ-ресурсы

Кроме педагогической целесообразности, стоит задуматься и о маркетинговой. Сегод­ня совсем несложно создать интернет-ре­сурс — несопоставимо сложнее обеспечить его живучесть.

Коммуникационный ресурс жив, когда им бо­лее или менее активно пользуются. Это отра­жается в постоянном обновлении информа­ции, появлении дискуссий. Для этого долж­на образоваться устойчивая группа. Группа формируется вокруг лидера. Значит, перед открытием нового интернет-ресурса нужно быть уверенным, что есть харизматичный ли­дер, отвечающий за его развитие, и есть груп­па лиц, заинтересованных в его использова­нии. Если в интернет-ресурсе предусмотрено сразу несколько направлений, такая структу­ра поддержки должна быть обеспечена для каждого из них — не стоит надеяться на од­ну группу энтузиастов.

Только не нужно существующие функцио­нальные группы автоматически считать ак­тивными группами интернет-ресурса: уче­ники и учителя совсем не обязательно будут радостно использовать новый, например, форум. Чтобы они начали это делать, нуж­на неудовлетворенная потребность, общее интересное дело, решаемое в рамках этого форума.

Есть ли такая потребность, какая она, устойчива ли она? Эти вопросы проще выяснить, открыв пробные форумы на уже существующих бесплатных интернет-ресурсах. Та- кой подход существенно экономит все издержки. И только выстроив все мотивы и оценив ситуацию, можно браться за создание своего ресурса, в основе которого будет что-то свое, специфическое, интересное его целевой аудитории.

5. «Ушла на базу»

Не стоит забывать, что все свое еще и поддерживать нужно самостоятельно. Причем создать ИТ-ресурс легче, чем обеспечить его работоспособность. Особенно если он стал популярным — тогда любые задержки и проблемы в использовании могут стать серьезным ущербом для имиджа.

6. Начать с деловых?

Деловые коммуникации — гораздо более надежная основа для ИТ-ресурса, т.к. они могут облегчить решение ряда рабочих вопросов. Когда созданы необходимые условия, можно определенный класс деловых задач переводить полностью в ИТ-логику —тогда данная ИТ становится необходимым повседневным инструментом. Самым простым примером подобного решения может быть корпоративная почта, если все сотрудники имеют возможность регулярно и свободно ей пользоваться. Причем удобнее именно корпоративное решение, а не общедоступные почтовые сервисы — в них удобнее решаются групповые задачи доступа, адресные книги. В корпоративных решениях часто есть и иные полезные инструменты, кроме почты: списки рассылки, календари, общие документы и др. Это заметно упрощает многие согласования, но требует регулярной проверки почты сотрудниками. Те же или аналогичные ИТ могут использоваться для работы с учениками и родителями — конкретная реализация может отличаться в зависимости от формируемой ИТ-политики по правам доступа, по схеме взаимоотношений. Другое дело, что с ними можно работать и в рамках общедоступных сервисов — корпоративность тут менее важна. Впрочем, и для сотрудников можно обойтись общедоступными решениями, особенно если они еще не привыкли активно пользоваться ИТ.

7. … или со специальных?

Специальные ИТ-ресурсы могут стать локо- мотивом развития ИТ на подведомственной территории. Например, ничто, кроме привычки, не заставляет держать школьный журнал в бумажном виде. Для кого это является неожиданностью, пусть перечитает закон «Об образовании». Инициировать широкое внедрение на своей территории электронного журнала — абсолютно адекватная и перспективная задача для территориального управления образования. Только без экстремизма и лишней двойной работы — разумно и взвешенно.

8. «Кому вершки, а кому корешки»

Важно при построении иерархии ИТ от образовательных учреждений к управлению образования сбалансировать акценты в концентрации данных там, где они обрабатываются. Например, зачем собирать в управлении образования «двойки-пятерки» Маш и Вань? Для образовательного учреждения это очень важная информация, а управлению нужны статистические сборки. Нарушение принципа заинтересованности неизбежно ведет к проблемам.

9. «Он меня посчитал»

К числу острых проблем с 2007 года незаметно добавился закон «О персональных данных». Закон непривычный, тяжелый в исполнении, требующий отдельного внимательного рассмотрения, причем отвечать по нему должен сам оператор данных. А в этом качестве выступают и школа, и управление образования, но каждый сам за себя. В школы по этому поводу в 2009 году уже заходили — пока по жалобе. С 2010 года эти визиты могут участиться и без жалоб, причем для визита подобной проверки в управление образования гораздо больше резонов.
Журнал руководителя управления образования №3 2010                                                                                                                                     

Категорія: Педагогічна інформатика | Переглядів: 780 | Додав: Управління_освіти
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Ми в соцмережах
       






Інформаційний партнер
Науково-педагогічна бібліотека Миколаєва

Сайти навчальних закладів

Корисні посилання






























































Управління освіти Миколаївської міської ради © 2016