Пошук


Меню сайту

Форма входу
Реєстрація
  




Радимо переглянути















   
Інші події

Конкурси для учнів

Конкурси для вчителів











Онлайн всього: 53
Гостей: 53
Користувачів: 0


Головна » 2011 » Липень » 27 » КУХАРКИНО УПРАВЛЕНИЕ, или Суверенный менеджмент в образовании по-российски 2 часть
16:53
КУХАРКИНО УПРАВЛЕНИЕ, или Суверенный менеджмент в образовании по-российски 2 часть
На осинке не растут апельсинки
Грамотное управление требует не только безупречных профессиональных знаний, но и высокого уровня общей культуры личности, иначе конфузы неизбежны. Вспомним, сколько шума наделала в печати фраза одного из недавних федеральных министров образования: «Я не понимаю, почему в классических гимназиях охотно изучают древние языки (было такое увлечение. — М.П.), например, греческую культуру, но так рьяно возражают против изучения православной культуры». Фраза, мягко скажем, некорректна для любого человека, но для управленца в ранге министра да ещё образования^!) она просто неприлична. «Греческая» (культура) — категория национальная, а «православная» — конфессиональная, и потому они в смысловом плане не могут быть объектами сравнения. Это то же самое, что сравнивать километры с килограммами или градусы с литрами — эти категории из разных логических рядов. Греческую культуру можно сопоставлять с русской, китайской, немецкой и т.п., православную — с католической, мусульманской, буддистской и т.п. Кроме того, верующие и греки, и русские в массе своей исповедуют одну и ту же религию — православие. Но и это ещё не все: религиозное чувство, поиск путей к постижению любой веры — процесс глубоко индивидуальный, личный, интимный и в результате обязательного изучения в школе, т.е. под давлением, не возникает.
Профессиональное управление в отличие от «кухаркиного» требует не только знаний и умений, но и высокой общей культуры личности управленца.
На школьном уровне ситуация не лучше. Ярчайшим примером, до какой степени падения авторитета может довести руководителя школы непрофессиональное, т.е. «кухаркино», управление, становятся попытки директоров и завучей контролировать подготовку поурочных планов учителей. В административном угаре директриса потребовала от учителей до ухода в отпуск представить ей поурочные планы на весь(!) предстоящий учебный год. Часть педагогов безропотно выполнили противоправное распоряжение (поурочные планы не входят в перечень обязательных документов школы, это личные творческие тексты или изображения и потому они вообще не могут быть предметом контроля со стороны администрации). Другие выполнили распоряжение формально или заволокитили, т.е. не выполнили вовсе. Директор (из начальников «кухаркиного» стиля управления) затаила злобу на тех учителей, кто ослушался, и в сентябре решила через завуча проверить у них наличие поурочных планов. Завуч попросила их предъявить. Все представили, а одна учительница забыла планы дома, но сказала, что планы есть.
—А как же Вы будете вести уроки без планов перед глазами? — продолжала завуч.
Так они все у меня в голове. Я на уроке написанными планами никогда не пользуюсь. Мне важен только сам процесс подготовки к урокам. Так что не беспокойтесь, мои уроки сегодня вполне продуманы и подготовлены.
—Всё равно план всегда должен быть при Вас! — не унималась завуч.
—Но ведь поурочный план — это личный творческий документ учителя, и потому его написание или только продумывание — личное дело учителя, — спокойно пояснила учительница.
(Не стану воспроизводить слова
завуча; оставляю их для воображения читателя.)
Учительница оказалась умной, наблюдательной и с характером. На следующий день завуч встретила её у выхода из учительского гардероба с тем же вопросом.
Так сегодня у Вас планы уроков, я надеюсь, есть?!
Есть, — спокойно ответила педагог.
—Так предъявите!
—С удовольствием!! — уже с блеском в глазах сказала учительница и продолжила: — Только после того, как Вы нам всем покажете свои планы — и не без едкой иронии добавила... для образца, разумеется.
Комментарии излишни. Пусть читатель сам допишет варианты развития этого сюжета.
Общая культура личности есть тот фундамент, на котором строится любая деятельность — в том числе и управленческая. Когда руководитель с низким уровнем общей культуры даёт оценки, выносит решения, они всегда бывают ошибочными по сути и карикатурными по форме, как у «кухарок» от управления.
Извращённое толкование идеи «вертикали власти»
Непрофессиональное, т.е. «кухаркино», управление опасно ещё и тем, что извращает всё — в том числе и разумные управленческие идеи вышестоящих руководителей.
Рассмотрим идею построения вертикали высшей государственной власти, высказанную и реализованную в самом начале XXI века. Система мер по выстраиванию властной вертикали относилась исключительно к укреплению целостности Российского государства, поскольку возникала опасность его распада. Никакого отношения эта идея не имела и не имеет к управленческим отношениям в школьной сфере. Тем не менее «кухарки» от управления в образовании механически перенесли идею властной вертикали в просвещенческую среду и как-то незаметно для многих упразднили все демократические институты в системе: с учителями перестали советоваться, без всякого эксперимента вводятся сомнительные новшества, а противников этого новшества увольняют, преследуют, третируют; уже давно не проводятся съезды учителей; отсутствует такой признак гражданского общества, как учительское и ученическое самоуправление, и т.д. Беспрекословное подчинение в иерархии управления систем образования стало явно значимее и ценнее, чем инициатива, творчество, самодеятельность и самостоятельность. Результатом этого управления стали безгласность учителей, их безразличие ко всему новому и страх перед власть предержащими, что в концентрированном виде демонстрирует такой, ставший распространённым, факт.
Августовская конференция работников образования в миллионном городе на Волге. Уже, как и почти везде в стране, нет «свободных микрофонов», никто не задаёт никаких вопросов, никто не говорит с трибуны о проблемах (только победные реляции) и т.п. Когда конференция закончилась, заместитель мэра, обратившись к залу, где сидели несколько сот человек, безразлично сказала: «А вы чего сидите? Всё кончилось». Из зала прозвучал искренний ответ, в котором не было ни капли иронии: «Так команды не было». Комментарии тут, как говорят, излишни. Вот до какого состояния довело граждан «кухаркино» управление.
Всевластие чиновников, осуществляющих именно «кухаркино управление», стало до такой степени циничным, что некоторые из них оправдывают свои безграмотные антидемократичные действия хитрой фразой: «Читайте Евангелие. Там сказано, что всякая власть от Бога». Конечно, «кухарки» от управления хитрят. В Послании к римлянам Святого Апостола Павла (см. Книги Нового Завета, гл. 13, стих 1-4) говорится, что «всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены». Но «кухарки» лукавят, ибо прерывают цитату там, где им выгодно, чем извращают смысл Святого Писания, который состоит в том, что власть от Бога обязана творить только добро подвластным и наказывать виновных. А иначе она — вообще не власть. Когда анализируешь, что творят многие нынешние начальники со школой, с учителями, то возникает мысль о том, что такая власть может быть только от лукавого.
Знания не могут быть лишними
Наличие педагогического образования и опыта работы в школе, органах образования ещё не гарантия от безграмотного, «кухаркиного» управления. Руководителям школ и органов образования, имеющим базовое педагогическое образование, необходимо осознать, что это образование и их опыт учительской работы дают им возможность знать объект своего управления — образовательный (учебно-воспитательный, педагогический) процесс, что совершенно необходимо, и мы оцениваем этот факт только положительно. Но управление (менеджмент) — другая область научного знания и практики (речь идёт об управлении деятельностью не детей, а взрослых), и она требует специального профессионального образования, которое необходимо получить заочно, дистанционно или путём самообразования, иначе управленческая деятельность будет дилетантской, непрофессиональной — такой, о которой и говорят «кухаркино управление».
Таким образом, наличие и педагогического, и управленческого образования должно выдвигаться как обязательное требование ко всем, кого готовят (резерв) и назначают на должность руководителей школы или работников органов образования.
А теперь предлагаем каждому руководителю школы, работнику органа управления образованием ответить себе на следующие вопросы:
У директоров школ сейчас физически не остаётся времени для осуществления методических функций по отношению к педагогам своей школы. Скажите: если бы это время появилось, Вы могли бы пригласить учителей на свой урок, дать для них мастер-класс, провести методическое занятие, обучающее и развивающее их, обеспечивающее их профессиональный рост?
Какую последнюю книгу по общему менеджменту или управлению в сфере образования Вы прочли?
Какую инновацию (новшество) именно в своей управленческой деятельности Вы сами изобрели, технологически разработали и внедрили?
Может ли руководитель, нетворческий в своей управленческой работе, развить творчество своих подчинённых, обеспечить их профессиональный рост?
Являетесь ли Вы духоподъёмной и авторитетной личностью для своих подчинённых?
Вы являетесь образцом, примером работы над собой, своим профессиональным ростом для учителей своей школы, для сотрудников возглавляемого Вами органа образования?
Ну, а тем самодовольным руководителям школ и чиновникам, которые полагают, что они и без специального управленческого образования вполне успешно выполняют своё предназначение, мы хотим напомнить, что, как говорят, на дворе XXI век, и они, чтобы грамотно управлять, обязаны знать способы прогнозирования последствий управленческих решений, логистику, теорию управления и страхования управленческих рисков, маркетинг образовательных услуг, технологию кризисного управления, фандрайзинг, паблик рилейшнз, тим билдинг, рекрутинг, хедхантинг, коучинг (аналогов этих терминов в русском языке нет), джиар (искусство общения с властями более высокого уровня), способы защиты от неоправданных требований надзорных органов и т.д. Всё это постигается при изучении современного менеджмента — науки управления, и о каждом названном разделе управления написаны учебники.
Тем руководителям, которые не озабочены получением профессионального управленческого образования, но любят новомодный компетент-ностный подход, правомерно задать вопрос: «А Вы владеете всеми вышеназванными управленческими компетенциями?».
И в заключение, обращаясь к управленцам всех рангов и уровней, напомним слова видных гуру современного менеджмента М. Вуд-кока и Д. Френсиса: «Вкладывать время и энергию в поддержание и повышение своей квалификации — в личных интересах каждого руководителя. Это лучшая страховка от опасностей, связанных с современной жизнью управленца».
Но и это не всё. Ряд рецензентов, прочтя текст рукописи статьи, с чувством обиды сказали: «Как же Вы зло пишете о чиновниках, как ядовито, желчно, ненавистно. Нельзя так! Мы же являемся организационной структурой управления. Без нас вся система образования рухнет, и учителя превратятся в толпу, не знающую, куда ей идти».
Упрёк принят, и на него есть ответ. Конечно, среди моря «кухарок» от управления есть те, кого в Нагорной проповеди Иисуса Христа называют «соль земли», т.е. те, на ком всё держится. Такие чиновники-управленцы в образовании есть, и мы о некоторых из них писали. Это те люди, которые менее всего озабочены точным исполнением циркуляров и которым небезразличны судьбы подчинённых им учителей, у них всегда душа болит о каждом ребёнке, они хорошо образованны и в менеджменте, и в педагогике. Но их, к сожалению, сегодня не так уж много, а «кухарок» от управления на всех уровнях тьма, и это стало настоящей бедой не только системы образования. НО
"Народное образование", 2010, №6

Категорія: Матеріали журналу "Народное образование" | Переглядів: 997 | Додав: Управління_освіти
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Ми в соцмережах
       






Інформаційний партнер
Науково-педагогічна бібліотека Миколаєва

Сайти навчальних закладів

Корисні посилання






























































Управління освіти Миколаївської міської ради © 2016