Пошук


Меню сайту

Форма входу
Реєстрація
  




Радимо переглянути















   
Інші події

Конкурси для учнів

Конкурси для вчителів











Онлайн всього: 8
Гостей: 8
Користувачів: 0


Головна » 2010 » Травень » 14 » Всегда ли хороши «хорошие» директора и так ли плохи «плохие»?
20:28
Всегда ли хороши «хорошие» директора и так ли плохи «плохие»?
Никонов Владимир Дмитриевич
В последнее время на страницах педагогической печати появились вопросы типа: «Что значит хороший директор школы?». И ответы: «Хороший директор — это...». Причем «это» часто обозначается всего лишь одной фразой: «Хороший директор — это тот, кто умеет определить зону ближайшего развития своего коллектива». Вот так категорично и однозначно. Отсюда следует, что все, кто почему-то не в состоянии определить эту злополучную «зону», относятся к «плохим директорам». Не слишком ли круто?
Я не знаю более многогранной и сложной деятельности, чем директорская. Даже такой формальный документ, как его квалификационная характеристика, не умещается на печатной странице, не говоря уж о региональных аттестационных разработках требован и и к той или иной категории. А тут, не мудрствуя лукаво, определяют качества руководителя школы всего одной фразой!
Ведь речь-то идет не о безобидных бытовых оценках. Съел кашу — хороший мальчик, не съел — плохой. Купила мама игрушку — хорошая, не купила — плохая. Разве можно с такими примитивными, детсадовскими мерками подходить к руководителям школ? Вспоминаю беседу с директором небольшой сельской школы. Разговор идет как-то тяжело. Чувствуется, что мой собеседник чем-то озабочен и все мои попытки вызвать его на обсуждение проблем ни к чему не приводят. В чем же дело? Наконец выясняется. «Да вы понимаете, уже целую неделю ничего не могу сделать с кухонной плитой, не работает», сокрушенно признается собеседник. Ушел я неудовлетворенный, а потом подумал: а ведь действительно для него это очень важно. Надо кормить детей, а как без плиты-то! И, наверное, починка плиты для него куда значимее, нежели какая-то зона какого-то развития. Что же, на таком основании зачислить его в плохие директора? Ведь школа-то, как я выяснил, совсем неплохая, и учителя, и ученики относятся к своему директору с любовью и уважением.
Ну а если даже налицо четкое определение этой самой зоны? Стало быть, директор уже, безусловно, хорош?
Директор средней школы районного центра, человек энергичный, сумел преобразовать свое учебное заведение в гимназию. Потрачены огромные усилия на разработку целей, задач. В школьных документах отражены все модные сегодня педагогические термины — концепция, модель, зона ближайшего развития. Главное — создание в районном центре своей интеллигенции. Все хорошо, но как-то не учли того, что в этом райцентре все задействовано вокруг одного лишь предприятия, и ясно, что социум не в состоянии поглотить такой отряд интеллектуалов. А вот другой пример. В пыльной, ковыльной степи стоит соляной заводик, рядом — соляные прииски. Поселок с довольно примитивной инфраструктурой, а в центре — средняя школа с небольшим контингентом учащихся. Директор школы — пожилой, мудрый человек, влюбленный в свою степь. Рассказывает: «Побывал однажды в Москве, увидел, что вся земля закована в камень, асфальт. Так обидно стало за землю, чуть не заплакал. Больше не поеду». Но еще больше любит он свою школу. Правда, пока еще в ней нет компьютеров, но столько любви и доброты вложено в элементарную школьную утварь, что диву даешься. И дети, и родители идут в свою школу, как в храм.
Позволю себе еще один пример. В школе проходит «круглый стол» по проблеме внутришкольного управления. Ведет его директор. Рассказать ему есть о чем. На месте старого школьного здания не так давно возникло новое, прекрасно оборудованное и благоустроенное. Два спортивных зала, столовая, кабинеты, актовый зал. Светло, чисто, просторно, отличная мебель. Когда разговор перешел к вопросам развития школы, задачам, то директор все чаще стал поглядывать на завуча, а вскоре и вообще передал бразды правления в его руки. Чувствовалось, что завуч тут чувствует себя гораздо увереннее. Умаляет ли это достоинство директора? Нисколько! Напротив, честь и хвала тому, кто реально оценивает возможности как свои собственные, так и своих сотрудников. В России больше шестидесяти тысяч школьных директоров. Убежден, что подавляющее большинство из них — люди думающие, болеющие за свое дело. Почти каждый стремится к тому, чтобы его школа была лучше других. Пусть не каждому это удается, но это еще не повод для пренебрежительного отношения к ним. Не знаю. как вам, но мне обидно. когда на протяжении последних лет и педагогическая наука, и чиновники от образования в своих психолого-педагогических рассуждениях крутятся лишь вокруг десятка именитых директоров, как будто других и нет. А ведь именно благодаря этим другим российские школы еще и сохраняют свое лицо в наше трудное и смутное время.

Категорія: Педагогічна кухня | Переглядів: 855 | Додав: Управління_освіти
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]

Ми в соцмережах
       






Інформаційний партнер
Науково-педагогічна бібліотека Миколаєва

Сайти навчальних закладів

Корисні посилання






























































Управління освіти Миколаївської міської ради © 2016